В последние годы даже на книжном рынке евангельской литературы, появилось немало книг, проповедующих "любовь к себе", "принятие себя" в качестве существенной предпосылки самоотречения, любви к ближнему, к Богу.
Между тем подобные идеи настолько проникли в сознание многих христиан, что редко кто, сказав что-либо о самоотречении и преданности, не услышит сразу: "Это так, но ведь в Библии написано, что следует любить себя самого для того, чтобы уметь любить своего ближнего. Прежде чем себя отвергнуть, нужно сначала себя принять!"
Обычно при этом цитируют заповедь любить ближнего (Лев.19:18), которая упоминается в нескольких местах Нового Завета (Мар.12:31; Лук.10:27; Рим.13:9; Гал.5:14; Иак.2:18): "…но люби ближнего твоего, как самого себя".
Д-р Джон Скотт понимает это явление довольно правильно, когда пишет, что "в наши дни многоголосый хор стройно поет мне о том, что я должен любить себя самого, что себялюбие как заповедь, пренебрегаемая большинством, должна дополнять любовь к Богу и ближнему и что, если я откажусь от этого, меня ждут страшные последствия: расстройство, разочарование, депрессия, отчужденность, немощь и многое другое".
Я сейчас не буду разбирать гуманистическую подоплеку тезисов о "любви к себе", для этого я недостаточно осведомлен. Но мне хотелось бы только исследовать некоторые из этих утверждений с помощью Библии.
1. Может ли "любовь к себе" быть предпосылкой нашего умения любить Бога и ближнего?
"Нам трудно любить других, потому что мы недостаточно любим себя самих".
Во-первых, для начала установим, что такое понятие, как "себялюбие", в Библии не встречается. Правда, мы встречаем там прилагательное "самолюбивый" (2Тим.3:2), но оно употреблено в качестве отличительной черты характера безбожных людей: "Ибо люди будут самолюбивы…"
Напротив, Библия очень ясно и неоднократно говорит о самоотвержении и подчеркивает его как необходимое условие ученичества.
Нам не найти в Библии также и ни одного указания на то, что нам следует подтверждать или осуществлять себя, свое "Я".
"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…" (Рим.15:1-3)
"А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2Кор.5:15)
Если бы себялюбие и на самом деле было предпосылкой нашего умения любить Бога и людей, то тем самым отрицалось бы не допускающее разномыслие учение Библии о полной испорченности человеческой природы, а вместо этого утверждалось бы учение о том, что эта любовь есть собственная заслуга каждого или, по крайней мере, связана с себялюбием.
Однако образ человека в Библии выглядит совершенно иначе. Человек:
мертв по грехам и преступлениям (Еф.2:1)
неспособен искать Бога и делать добро (Рим.3:11-12);
враг Богу (Рим.5:10)
злобное, гнусное и ненавидящее других существо (Тит.3:3)
2. Существует ли врожденное себялюбие?
"Не существует никакого врожденного себялюбия, никто от природы не любит себя. Себялюбие может быть приобретено или нет. Тот, кто его не приобрел или приобрел недостаточно, неспособен или недостаточно способен любить других. И в этом случае он не способен по-настоящему любить Бога".
Учение в Библии в этом вопросе недвусмысленно: человек по своей природе существо совершенно эгоистичное, самолюбивое, и только благодать Божия через новую жизнь (возрождение) делает его способным удерживать эти черты своей старой природы в нейтральном состоянии.
Поэтому утверждение о том, что для того, чтобы уметь любить других, нужно любить себя, я рассматриваю как безответственное смещение библейских акцентов.
Предвидя наше глубоко эгоистичное отношение к собственной жизни, Бог требует от нас, чтобы объектом своей любви мы избирали не самих себя, а Его, Бога, и ближних своих. Но для человека не спасенного это требование так же невыполнимо, как и остальные заповеди Божии.
То, что записано в Рим.14:7-8, соответствует природе только возрождённого человека: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем мы – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем - всегда Господни" (Рим.14:7-8).
В Новом Завете масштабы этой любви расширяются. Новая заповедь гласит, чтобы мы любили друг друга так, как Христос нас возлюбил:
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан.13:34)
"Будем любить Его, потому что Он возлюбил нас" (1Иоан.4:19)
"Итак, подражайте Богу как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас…" (Еф.5:1-2).
Эта любовь не приобретается в результате обучения или тренировки, она даруется нам с возрождением:
"…потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5).
3. Возможно ли "бескорыстное себялюбие"?
"Человек, не любящий самого себя, - эгоист".
Должен признаться, что мне так же трудно представить бескорыстное себялюбие, как и безбожную любовь Божию или праведную неправедность.
Ведь смысл бескорыстия именно в том и состоит, что оно предполагает отсутствие во мне корысти. Оно предполагает, что я отрекаюсь от собственного "Я" или забываю о нём, что я столь мало думаю или же вообще не думаю о себе, что центром моего мышления и всей жизни становится Христос и Его дело.
"Ибо для меня жизнь – Христос" (Фил.1:21).
"Ему должно расти, а мне умаляться" (Иоан.3:3).
Когда для человека стало реальностью то, что для него жизнь - Христос, тогда разрешаются все проблемы, возникающие из-за того, что он не может с чем-то примириться, например, со своей внешностью или с чем-либо подобным. Не является ли комплекс неполноценности скрытой формой эгоизма? Что делает человека красивым и привлекательным, если не благодать Божия, способная преображать его в подобие Христу?
"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам" (2Кор.4:7).
Глиняный сосуд по человеческому разумению может быть более или менее привлекательным, но ценность он приобретает от того, что в нём содержится сокровище. Таким образом, пылающий в нашем сердце пламень безраздельной любви к Господу и Его народу – лучшее средство лечения всякого рода закомплексованностей и депрессий.
Дал бы Бог, чтобы мы все могли признаться с радостью и благодарностью: "И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2:20).
(Из книги Вольфганга Бюне «Может ли любовь быть грехом?»)
Нет комментариев
К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу