Обучение не требует, чтобы обучаемый обязательно имел способность мыслить; даже мышей и крыс можно научить реагировать на раздражитель. Упорная дрессировка может сделать собаку полностью послушной. Если можно обучить собаку-поводыря так, чтобы доверить ей вести слепого человека через все препятствия городской улицы, то разве не следует родителям ожидать большего от ребенка, обладающего разумом?
Можно обучить собаку не брать лакомый кусочек, положенный перед ней. Разве нельзя научить ребенка не прикасаться к чему-то? Собаку можно обучить подойти, оставаться на месте, сидеть, не лаять или схватить что-то по команде. Возможно, что вы недостаточно хорошо обучили свою собаку, однако каждый день кому-то удается добиться этого, обучая даже самых глупых собачонок. Даже неуклюжий подросток может стать хорошим дрессировщиком собак.
Если вы будете ждать до тех пор, пока собака станет вести себя так, что на неё надо будет кричать, или пинать её, то у вас вырастет собака, боящаяся ноги, понуро оглядывающаяся по сторонам, ища, что бы ещё такое сделать, пока вы на неё не крикните. Там, где нет обучения, невозможно выговорами и поркой заставить ребёнка вести себя правильно, также как и собаку. Никакое наказание не может восполнить недостаток обучения.
Обучение — это метод, подходящий для каждого ребенка. Пренебречь обучением — значит создать плохие условия как для себя, так и для своих детей. Многие из вас не занимались наставлением, надеясь добиться хорошего поведения с помощью лишь одних наказаний.
Смирно!
Когда упрямые восемнадцатилетние парни попадают в армию, первое, чему их учат, — это стоять смирно. Все эти долгие часы строевой подготовки имеют простую цель: обучить подчинению воли и добиться повиновения. Произнесённое "Смирно!", — это начало боевой подготовки. Только подумайте, какое было бы облегчение, если бы по одной команде вы могли добиться абсолютного молчания и сосредоточенного внимания всех ваших детей. Сержант может дать солдатам команду о принятии строевой стойки, а затем, без объяснения, не обращать на них внимания, но они останутся замершими в таком положении, вплоть до потери сознания. Такие команды, как "Правое плечо вперёд; левое плечо вперёд; рота, стой" не имеют никакого значения на войне, если они не подготовили солдат к немедленному, безусловному повиновению.
Как и у военных, всё воспитание в доме начинается с команды "Смирно". Три четверти всех проблем в доме, связанных с дисциплиной, были бы сразу решены, если бы вы могли в любое время целиком и полностью завладеть вниманием детей. "Кругом марш!" — команда, переведённая на домашний язык, означала бы: "Выйди из комнаты" или "Иди спать". Не задавая вопросов, дети поворачиваются и уходят. Это естественно в семье с правильным воспитанием.
Тпру, лошадка
Мы живем в таком месте, где не перевелись лошади и коляски и где всегда кто-нибудь обучает новую лошадь. Когда вы садитесь в коляску и едете по узкому петляющему шоссе, забитому тяжелыми грузовиками и лесовозами, необходимо, чтобы ваша лошадь полностью вам подчинялась. Нельзя рассчитывать, что кнут заставит её подчиниться. Одна ошибка — и молодые парни будут сбивать несколько новых сосновых ящиков и копать ямы два на два метра.
Когда лошадь поймают, ее сначала обучают стоять смирно и подчиняться. Она не должна бояться уздечки или вожжей. Она должна стоять смирно, пока тринадцать детей проходят перед железными колесами, чтобы залезть в коляску. Когда лошадь останавливают в конце подъездной дорожки, чтобы подождать, пока проедет транспорт, она не должна проявлять свою собственную волю и выходить наперерез мчащемуся тяжелому грузовику.
Вы должны предвидеть все возможные случаи и готовить к ним вашу лошадь. Обучение происходит в контролируемой обстановке, где создаются ситуации для проверки и отработки реакции лошади.
Сначала выявляют способности лошади. Держа уздечку и ведя лошадь, говорите "Тпру" и останавливаетесь. Так как вы держитесь за уздечку, она должна остановиться. Потребуется всего несколько раз, чтобы лошадь начала останавливаться тотчас же после команды. Дрессировщик устанавливает тон, на который лошадь будет реагировать. Если вы закричите "Тпру!", то в будущем лошадь не остановится, если вы не прокричите эту команду. Один такой фермер обучал своих лошадей, крича на них громко и зло. Большинство соседей, которые спокойно говорят с лошадьми, с трудом могут управлять его лошадьми, потому что не могут кричать так сильно, как он.
Просто говори мне
Однажды я перевозил брёвна на муле, весившем около 400 кг, который время от времени пытался убежать с бревном. В особенно напряжённый момент (а точнее в панике), я начал бешено выкрикивать команды. Владелец мула предупреждал меня: "Говори тихо и спокойно, иначе он не будет тебя слушаться". А я так и не научился искусству спокойно говорить "Тпру!" мулу-беглецу, тащившему бревно белого дуба длиной семь с половиной метров, в то время как моя нога висела в постромке. И вот что важно запомнить: животное учится распознавать не только звук, но и тон. Если, давая приказание своему ребёнку, вы повышаете голос, он научится ассоциировать тон и громкость с вашим намерением. Если вы так его обучили, не вините его, когда он будет игнорировать ваши первые тринадцать "предложений", ожидая, когда поднимется уровень децибелов настолько, что он должен будет понимать это как команду.
Наставление, а не наказание
"Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Пр. 22:6). Наставь, а не бей. Наставь, а не наказывай. Наставь, а не дай образование. Наставь, а не "положительно утверждай". Наставление — это явно самый недостающий элемент в воспитании ребенка. Наставление — это не наказание. Ребенку потребуется больше, чем "обучение послушанию", но без этого все остальное будет недостаточным.
Родителям не следует ждать до тех пор, когда поведение ребенка станет неприемлемым, и только тогда начинать наставление, — в данном случае это уже наказание. Наказание является частью обучения, но для того, чтобы добиться правильного поведения, одного наказания недостаточно. Научить — значит приучить ум ребенка к восприятию требования до того, как возникнет кризис; это подготовка его к будущему мгновенному и безусловному повиновению. Спортсмен тренируется, прежде чем выступить на соревнованиях. Животных, в том числе и диких, надо дрессировать, чтобы они реагировали и вели себя определенным образом.
Досада и разочарование, которые испытывают родители, — это следствие их собственного невежества. Нет "плохих" детей, есть просто плохое воспитание. Независимо от того, какие дети — с сильной волей, сверхактивные, очень умные, легко впадающие в скуку, — все они нуждаются в наставлении, которое на них действует благотворно.
Прошу понять, что мы здесь не говорим о воспитании благочестивых детей, а только счастливых и послушных. Принципы наставления ребенка, чтобы он мог всегда и немедленно повиноваться, могут в равной мере и с пользой применяться и неверующими людьми.
Нет комментариев
К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу