Мы работаем над новым сайтом. Сайт находится здесь: beta.days4god.com

Свидетельства, книги, рассказы, для молодёжи

Как-то вечером, сидя в собрании, я оглянулся и увидел, как молодая мама сражалась с маленьким ребёнком. Он, казалось, настойчиво добивался лишь одного — сделать её как можно несчастнее, а заодно и испортить её репутацию. На её усталом лице было написано: "И за что же это мне?" Ребёнок продолжал вызывающе швырять бутылку на пол, а она помогала ему в этом, поднимая и возвращая её малышу; при этом он сердито шумел, что вынуждало проповедника говорить всё громче, переходя на крик. Опасаясь, что ребенок поставит её в ещё более неловкое положение, женщина вынуждена была опустить ребёнка на пол, где он продолжал соревноваться за место клоуна в цирке, пытаясь завладеть имуществом соседа. Когда она сделала попытку остановить воровство, он замахал ногами, как взбивалка, и шумно запротестовал.

 

Это наводило на мысль, что дьявол когда-то был младенцем. Хорошо, что годовалые дети не весят семьдесят килограмм, иначе бы матери стали жертвами убийства. Этот случай даёт возможность понять, откуда возникло понятие "греховная натура". Мать знает, что ребёнку не надо бы так себя вести, однако из-за ещё ограниченного уровня его умственного развития она чувствует себя беспомощной. Дети постарше и взрослые могут сдерживать поступки благодаря умственным и социальным факторам. На этого же ребёнка не влияет ни давление со стороны членов своего круга, ни боязнь оказаться в неловком положении или быть отвергнутым. Его жизнь состоит в неограниченном, беспрепятственном удовлетворении его желаний.

 

Родители ждут, когда разовьётся понимание ребенка, чтобы они могли исправить "плохое" поведение. Они беспомощно наблюдают, как за стеной неразвитого понимания растут эгоизм и злобный дух ребенка. Какова же движущая сила, действующая в этом ребенке, и как её можно победить? Нам необходимо понять кое-что о детской натуре для того, чтобы начать соответствующее наставление.

БОГОМ ДАННЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ

С целью нравственного развития Бог создал человека так, чтобы он существовал в состоянии нужды и зависимости. Маленький ребенок — самый нуждающийся. Он нуждается в пище, тепле, общении, развлечении и в сухой пелёнке. Бог наделил его сильным, непроизвольным влечением к тому, чтобы всё пробовать на вкус, нюхать, слышать и видеть, а также желанием прикасаться ко всему и ощущать.

 

Новорожденный младенец ещё очень многое не понимает. По мере взросления он обнаружит, что им всё больше владеют природные желания иметь то, что "приятно для глаз", то, что "хорошо для пищи" и то, "что даёт знание". Все человеческое, развивающееся в нем, даст волю желанию строить, знать, преуспевать, жить в безопасности, быть любимым, ценимым и признанным.

 

По мере того, как младенцы вырастают, они учатся управлять тем, что их окружает, для удовлетворения собственных желаний. В ход идет всё: улыбка, ворчание, удары ногами, качание и мотание головой, плач, рёв: "Возьмите меня на руки; накормите меня; ну, посмотрите же на меня! Неужели никто не понимает, что мне это так нужно? Что может быть важнее, чем я?"

 

Мир младенца ограничен его потребностями. Он быстро узнаёт, что они могут быть немедленно удовлетворены. Младенец не может мыслить такими категориями, как долг, ответственность или нравственный выбор. У него нет ни гордости, ни смирения, а одни лишь желания. Он приходит, он видит, он берёт. Так он создан. По своей природе он не способен считаться с нуждами других. Малыш не знает, что вы устали и тоже нуждаетесь в отдыхе.

 

Эгоцентризм младенца или маленького ребёнка по виду очень похож на человеческий порок эгоизма. И, тем не менее, младенец действует согласно природным, Богом данным, побуждениям к удовлетворению его естественных потребностей. Они "от утробы матери заблуждают, говоря ложь" (Пс. 57:4). Однако Бог не вменяет им эту ложь в грех. Бог смотрит на это так, как будто они не имеют нравственного характера и поэтому не несут ответственности.

 

Дети не обладают ни умственной, ни нравственной зрелостью, чтобы сказать "Нет" своим аппетитам. Они никогда не считаются наказуемыми, ибо это невинный эгоцентризм.

ВИНИТЬ ИЛИ НЕ ВИНИТЬ

По мере того, как ребенок подрастает (где-то с восьми — двенадцатимесячного возраста), взрослые начинают обращать меньше внимания на его требования; начинается процесс отлучения. Ребенка заставляют ждать, говорят ему "Нет" и ставят его в определённые рамки. Он должен понять, что не может всегда быть первым. Если к этому времени наставление не смягчило проявление его "эгоизма", ребенок может стать тем, кого мы называем "испорченным".

 

Ребёнок управляет виноватыми, разочарованными родителями с помощью нытья и плача. В ход идут шлепки. Ребенка начинают дёргать туда-сюда. Нарастает обида. Взрослые, с которыми ребёнок живёт, начинают во всем винить его.

 

Ребёнок чувствует напряжение, однако не уменьшает свои требования. Он потворствует своим желаниям, расчетливо прибегает к сердитым вспышкам раздражения. Я однажды видел, как двухлетний ребенок с оружием сердито набросился на мать. Маленький ребенок ещё не достаточно созрел, чтобы понимать ответственность, взвешивать ценности и принимать осознанные решения, основанные на их нравственном и общественном достоинстве, но он несомненно может копировать преступные действия.

К ПОНИМАНИЮ

Что же происходит? Еще совсем недавно взрослые, окружавшие ребенка, дали бы ему всё, в чём он нуждался, включая и их собственную пищу для поддержания жизни; а теперь они начинают ждать небольшой отдачи с его стороны. А давать-то он как раз не хочет. От самого зачатия образом его жизни было — только брать. И такое положение вещей ему очень нравится.

 

Мы, взрослые, зная, на что способны дети в разном возрасте, ожидаем, что они будут не только брать, но и отдавать в соответствии с их уровнем зрелости. Когда дети не поступают соответственно нашим ожиданиям, это нас раздражает. Они никогда не делают плавного перехода от полностью эгоцентричного менталитета "дай мне, дай мне" к тому, чтобы взять на себя ответственность за некоторые из своих потребностей.

 

Мы приходим в восторг, когда трёхмесячный младенец выхватывает еду у нас из руки и запихивает себе в рот. Но пусть попробует это сделать трёхлетний ребенок — нам это не покажется таким забавным. Мы восхищаемся, когда трёхлетний малыш перебивает нас и начинает рассказывать какую-то свою историю, но от девятилетнего ребенка ожидают, что он скажет "Извини" и будет ждать подходящего момента, чтобы вступить в разговор.

 

Когда мы считаем, что младенец, ребёнок или юноша достигли такого уровня зрелости, что могут действовать с ответственностью, мы автоматически возлагаем на них обязанность так и поступать. Если они не берут на себя этой ответственности, мы раздражаемся, так как считаем, что они поступают не "по возрасту".

 

В отличие от людей, животным никогда не приходится отказывать себе в естественных побуждениях. Они находятся в тех рамках, которые им определены, и живут, удовлетворяя свои потребности. Однако подрастающий ребёнок и взрослый человек, который не поднимается выше уровня потакания своим желаниям, не отвечает намерению и замыслу Бога. Корень всякого греха — в безудержном потакании желаниям, которые даны Богом. И хотя из-за недостаточного нравственного развития ребёнка он не несёт ответственности, неограниченное потворство его желаниям будет тем самым корнем, из которого однажды прорастёт его греховность.

КОГДА БОГ СЧИТАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ?

По Божьему замыслу жизнь — это утроба для духа, место, где продолжается работа сотворения. Конечно, физическое творение завершено, и Он почил от него; но нравственное творение продолжается. Люди не рождаются мудрыми, праведными, опытными или с развитым сознанием.

 

Адам и Ева с самого начала обладали как физической, так и моральной полнотой развития. А все остальные люди должны проходить через различные этапы, чтобы стать жизнеспособными. Четырёхмесячный плод в утробе матери — это уже живая душа. Хотя все крошечные части его тела жизнеспособны, ребёнок ещё не является завершенным созданием, так как ему ещё надо расти, прежде чем он отделится от матери. Аналогично, трёхлетний ребенок имеет крошечные задатки взрослого человека, который имеет моральную ответственность, знание о добре и зле, имеет чувство справедливости, ответственность, совесть, долг, вину, стыд и т.д. Однако ни одна из этих нравственных черт не является развитой настолько, чтобы проявиться в полной мере. В моральном отношении ребёнок не является жизнеспособной душой. Нравственно он — незавершённое существо. Он неподотчётен. В моральном смысле он ещё в утробе.

 

Когда ребёнок подрастает, он постепенно переходит от полного нравственного непонимания к полной подотчётности. Существуют огромные различия во мнениях относительно того, когда Бог считает человека ответственным за свои поступки и мысли. Традиционно принято считать, что это двенадцатилетний возраст, хотя и без всякого основания. Согласно Библии, это возраст где-то до двадцати одного года (Втор. 1:39, Числ. 14:29—31).

 

Но я знаю одно, что это не "возраст ответственности", а "состояние ответственности" (Ик. 4:17; Лев. 5:3). Возможно, что для некоторых детей он наступает уже в пять лет, а для некоторых — только в четырнадцать. Я этого не знаю.
 

(ИЗ КНИГИ Майкла и Деби Перл «Как воспитать ребенка»)



Нет комментариев

К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу

omForm">
avatar