Существует обучение, которое не связанно с воспитанием характера. Оно просто сохраняет вашему ребенку жизнь и здоровье. Следующие иллюстрации некоторым могут показаться грубыми, но я убедился, как и многие другие, что такой подход к воспитанию эффективен и оправдывает себя.
Осторожность с оружием
В нашей семье всегда любили охоту, поэтому в доме постоянно находились ружья. Безусловно, мы хранили их вне доступа маленьких детей. Тем не менее никогда не исключалась возможность, что они рано или поздно окажутся один на один с заряжённым оружием. По этой причине мы привили им осторожность.
Как только наш первый ребёнок начал ходить, я положил старое, неиспользуемое, незаряженное ружье в углу гостиной комнаты. После неоднократных предупреждений: "Нет! Нельзя!" и шлепков по рукам дети четко усвоили, что оружие всегда запретно. Каждый день они играли возле ружья, не прикасаясь к нему. Мои опасения о том, что, увидев даже в чужом доме ружье, они возьмут его в руки, пропали. Я не обезопасил дом от оружия, я обезопасил оружие от детей.
Горячая печь
В нашем доме есть печь для приготовления пищи и обогрева. Начинающие ходить дети могут получить серьезный ожог от раскалённой плиты или печки. Я видел ужасные шрамы. Но мы не боялись этого, зная эффективность тренировки.
С наступлением осени, когда я всё чаще и чаще растапливал печь, я приводил детей посмотреть на красочные, яркие угольки. Им, конечно же, всегда хотелось потрогать это привлекательное чудо, но я удерживал их, пока печь не нагревалась достаточно для того, чтобы вызвать боль, но не причинить ожога, проверяя её своей рукой. Когда появлялась нужная температура, я приоткрывал дверь печи, чтобы огонь привлекал их. Потом я отходил. Ребенок непременно бежал к печи и как только касался ее, я говорил: "Горячо!".
Обычно приходилось повторять этот урок два-три раза, но все дети усваивали его. В результате таких "пожарных" занятий ни у кого из детей не появилось даже волдыря, не говоря уже об ожогах. Тренировка была настолько эффективной, что в дальнейшем, если я хотел, чтобы кто-то к чему-то не прикасался, мне нужно было всего лишь сказать: "Горячо!" — и ребёнок отдергивал руку даже от стакана ледяной воды.
Осторожность у воды
Мы жили в доме, возле которого был парк с прудом. Когда дети подросли и начали выходить на улицу, мы всегда внимательно следили за ними. Но тем не менее, не отрицая возможности исчезновения ребёнка из вида, мы начали занятия. Теплым весенним днем я последовал за первой парой шатающихся ножек к манящей воде.
Дочь играла на берегу, пока не нашла способ подобраться к самому краю воды. Я стоял рядом, когда она склонилась над водой, глядя в поблескивающее зеркало. Бултых! Она оказалась в холодной воде, но я сдерживал свое беспокойство, чтобы у неё было время осознать, что произошло. При первых признаках неспособности дышать (когда у меня и у неё возникла паника, не говоря уже о маме), я вытащил её и выругал за то, что она близко подошла к пруду.
Дочь не глотнула воды и реанимации не требовалось (разве что моей жене, которая начала нормально дышать только через несколько часов). Мы повторяли такое занятие со всеми детьми. Каждый из них с первого раза начал соблюдать осторожность у воды и наше беспокойство утихло.
Но с одним ребёнком всё-таки возникла "проблема". Эта малышка рано стала подвижной, в четыре месяца уже ползала, а в семь — ходила. У неё всегда была потрясающая координация. Она всё никак не сваливалась в воду. Я даже устал ходить за ней к пруду. Но чтобы закончить этот урок и выпустить наш "детский класс", я вмешался. Когда она, склонившись, удерживала равновесие над водой, я просто легонько подпихнул её (разумеется так, чтобы она этого не почувствовала). Я и сейчас уверен, что если бы оставил её там, она бы выкарабкалась самостоятельно. Но я вытащил малышку, и это достаточно потрясло её, чтобы отбить желание играть очень близко к пруду.
Нет, у моих детей не развилась боязнь воды. К четырём годам все они умели плавать. Мы по-прежнему внимательно следили за ними, но никогда особенно не волновались. Тренировки оправдались. Но не пробуйте их, если вы не уверены, что сможете удерживать полный контроль над всеми обстоятельствами.
Быстро выскакивайте
Прошлой зимой я с двумя дочерьми (9-ти и 11-ти лет) ехал на старом военном грузовичке. Дорога из гравия была кривой и ухабистой. Когда я остановился на перекрёстке, то вдруг услышал, как две 12-вольтные батареи, расположенные сразу за сиденьями, зашипели и начали надуваться. Распыление кислоты при их взрыве представляло огромную опасность. Девочки ничего этого не поняли.
Однако, когда я сказал (на этот раз повышенным тоном): "Быстро выскакивайте!", — они не начали спрашивать "Почему?".
Я выскочил, чтобы оббежать вокруг грузовика и открыть дверь с их стороны, которая обычно заклинивала. Но закрывая свою дверь, я увидел, что они исчезли. Дверь была закрыта, а стекло, которое также плохо открывалось, наполовину опущено. Но их в салоне не было. Когда я обошел машину, они сидели на дороге, потирая счёсанные руки и ноги.
"Как вы выскочили?" — спросил я. — "Через окно". — "Головой вперед?". — "Ты же сказал выскакивать быстро!" — был их обвиняющий ответ. Мой сын, который ехал в другой машине за мной, рассказывал: "Я не понял, что происходило. Внезапно они обе вылетели из окна и приземлились на дороге".
Я научил их выпрыгивать по команде. Они так и сделали. Возможно, однажды их безопасность или выживание будет зависеть от мгновенного послушания.
Обучение реальности
Иногда мир становится враждебным. Ребёнок должен с малых лет знать меры предосторожности. Прививайте вашему ребенку ощущение реальности. Научите его опасаться высоты и падения, опасаться оружия, ножей, ножниц и острых палок, опасаться огня, яда и электричества. Научите его. "Выдрессируйте" его. Покажите вашим детям примеры.
Покажите им смерть — смерть домашнего животного или случайной жертвы. Это должно делаться из спокойного, уверенного доброжелательства, а не из страха или запугивания. При этом следите, чтобы не "перегнуть палку". Одного-двух примеров будет достаточно для трёхлетнего ребенка. Контролируйте его окружающую среду, но не закрывайте от него реальность. Подвергайте его всему этому на уровне, который соответствует его пониманию и зрелости.
Цель заключается в том, чтобы тренировки предваряли непредсказуемую опасную реальность, чтобы дети знали мир и были мудры к тому времени, когда им придется самостоятельно пересекать негативные линии жизни.
Щелкните пальцем!
Я — генерал. Моя жена — мой помощник и советник — главнокомандующий во время моего отсутствия. Я управляю доброжелательно. Любовь и уважение — мои основные инструменты убеждения. Я веду, а не командую из отдаленного бункера. Мои знают, что я жизнь свою положу за них, и они также готовы ради меня на всё. Они находят радость в том, чтобы быть частью команды. Мгновенно исполнять команду — это их часть общих задач отряда. Если это выполняется, домашний отряд идёт прямо и достигает поставленной цели.
Я научил детей сначала слушаться, а потом задавать вопросы. Когда они были маленькими, я подвергал их испытаниям, и они научились мгновенно выполнять то, что я говорю. Если они хотя бы один раз медлили выполнить команду, я начинал муштровать их: "Сядь. Не говори, пока я не скажу тебе". Поймите правильно, у них не могло не быть ошибок. Но всё происходило с крайним удовольствием и иногда даже весельем. "Встань, — мог я сказать, — теперь иди сюда. Пойди, дотронься до двери". И прежде чем ребенок доходил до неё, я говорил: "Сядь". Он тут же садился. "Теперь иди в комнату и убери её". И как маленькие солдаты, они тут же бросались выполнять задачу.
Если в ком-нибудь замечалось плохое отношение, его шлёпали, но ещё раз напомню, без враждебности и спешки. Неряшливость и неуклюжесть требовали терпения и благодати, но ленивое упрямство наказывалось розгой.
Все эти занятия могут казаться холодными и грубыми. Однако я надеюсь, что это не так, потому что они были тёплыми, дружелюбными, полными любви и позволили воспитать уверенных, спокойных, трудолюбивых, преданных детей, ставших преданными взрослыми. В действительности, из-за нашего постоянства в требованиях, дети редко получали наказание. Они очень быстро усвоили, что всякий проступок должен получить "праведное воздаяние". Они знали, что даже замедленное послушание означало встречу с розгой. Медлительное послушание рассматривалось как непослушание. Такая постоянная твёрдость вырабатывает чувство безопасности.
Даже сегодня, не глядя на детей, я могу щёлкнуть пальцем, указать на пол, и все они (включая и тех, кто уже около двух метров ростом) моментально садятся. Я указываю на дверь и меня все понимают. Когда визит друзей перерастает в консультативное занятие, быстрая, нешумная реакция детей существенна. Я могу сделать жест рукой, и комната освободится, хотя компания и не узнает, почему все внезапно исчезли. Научите детей реагировать на "щелчок пальца". Они станут лучше и любезнее, и при этом увеличится их любовь к вам.
(ИЗ КНИГИ Майкла и Деби Перл «Как воспитать ребенка»)
Нет комментариев
К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу