5.04 AM ПОЗВОЛЯТЬ ЛИ РЕБЁНКУ САМОМУ РЕШАТЬ, ВО ЧТО ВЕРИТЬ? |
-Можно ли позволить ребёнку «самому решать» вопросы, касающиеся его отношения к Богу? Не насаждаем ли мы ему свою волю, говоря, во что он должен верить? -Позвольте мне проиллюстрировать свой ответ примером из жизни природы. Маленький гусёнок обладает одним свойством, которое имеет значение в данной ситуации. Вскоре после того, как он вылупился из яйца, малыш пристаёт, или «припечатывается» к первому же предмету, движущемуся мимо него. С этого момента гусёнок следует за этим предметом, как только тот появляется вблизи него. Обычно этим предметом является мама-гусыня, заботящаяся о своём потомстве. Если её убрать, гусёнок пристаёт к любому другому движущемуся заместителю, живому или неживому. Так, гусёнок очень легко пристаёт к голубой футбольной камере, которую тянут за верёвочку, и неотступно следует за ней. Через неделю он уже не преследует камеру. В этом процессе определяющим фактором является время. Гусёнок «припечатывается» к объекту спустя всего лишь несколько секунд после появления на свет. Если этот момент упустить, впоследствии эта функция теряется. Другими словами, в жизни гусёнка есть краткий «критический период», когда формирование инстинктивного поведения является возможным. Возвращаясь к вашему вопросу, заметим, что в жизни детей есть решающие периоды, когда определённая информация усваивается очень легко. В это время формируются их понятия о том, что хорошо и что плохо, и их отношение к Богу начинает укрепляться. Как и в случае с гусёнком, этим шансом надо пользоваться, пока он есть. Лидеры католической церкви заявляют: «дайте нам ребёнка до семи лет – и он будет с нами всегда». И они, по большому счёту, правы – ведь перманентные отношения закладываются в душе ребёнка именно в течение этих семи наиболее открытых лет. К сожалению, имеет место и обратный процесс. Отсутствие научения или его неправильное применение в благоприятный период могут серьёзно помешать дальнейшему формированию в душе ребёнка преданного отношения к Богу. Когда родители воздерживаются от доктринального обучения маленьких детей, позволяя им «решать всё самим», - можно гарантировать, что их дети «решат» вопрос отрицательно. Если родители хотят, чтобы в их детях жила сознательная вера, они должны стать достойным примером. Дети внимательно наблюдают, чтобы определить, насколько родители верят в то, что они исповедуют. Любая неуверенность или нравственное замешательство со стороны родителей обязательно отзовутся в ребёнке, только в значительно большем объёме.
После среднего подросткового возраста (заканчивающегося примерно в 15 лет) дети иногда начинают сопротивляться всему, включая веру. Но если в более раннем возрасте ребёнок был наставлен в вере, то в его душе остаётся тот «якорь», который способоен преодолеть всякое сопротивление. Иными словами, наставление в вере в раннем возрасте даёт ключ к формированию духовных ценностей, который дети несут затем во взрослую жизнь.
«Христианская семья» №1, 2004. |
|
Всего комментариев: 0 | |