«Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:3).
«А без веры угодить Богу невозможно...» (Евр. 11:6).
Мои кулинарные способности не очень высоки. Дрожжевое тесто – не моя стихия, а вот бисквиты у меня получаются неплохо. Особенно люблю печь яблочный пирог; только яйца взбиваю венчиком – все никак не куплю миксер…
В моей христианской жизни был период, когда я осознала, что женщина должна покрывать голову в знак власти над ней мужа. В смирении перед установленным Богом порядком я приняла это всем сердцем и, куда бы ни шла, – покрывала голову.
Господь принял мою покорность. С этого момента я почувствовала, как Божьи благословения начали изливаться на меня в избытке. В наш дом стали приходить соседи. Они просили совета, спрашивали, как быть в той или иной ситуации. Шли ко мне, той, которая годилась в дочери, а иногда – даже во внучки. Их вела никем не утоляемая жажда исповедаться. Я видела, как отчаянно их измученные сердца ищут духовной поддержки. А ведь ее мог дать только Бог. И я говорила им о Нем! О том, что Он любит нас такими, какими мы есть сейчас, со всеми нашими недостатками, о том, что все души важны для Него, и каждый миг Он вникает в нашу жизнь, оставляя за нами право выбора.
Прошло время, и через полгода я заметила, что в глубине своего сердца превозношусь над теми сестрами, которые не покрывают головы. «Спасены ли они? – думалось мне. – Возрождается ли у них дух, коль они так дорожат своим мирским образом?» Где-то там, в недрах зеленеющего деревца веры появился червь осуждения, и иногда проскальзывала мысль: мол, только старенькие бабушки, которые уже вступили в тот возраст, когда самим течением времени снимается эта проблема, ходят как я! Как я!
Боже! Как стало возможно такое?! Кто я, чтобы судить чужого раба? Кто я, чтобы рассуждать, стоит он или упал? Всего лишь на короткий миг я оторвала взгляд от Христа, посмотрела на христиан – и сразу же споткнулась.
И главное – как обидно… Ведь когда учишься ходить, то падаешь и встаешь, не испытывая обид, а теперь… так обидно… А тут еще со всех сторон знакомые мои, верующие и мирские, принялись укорять за фанатизм, провоцируя споры при каждой нашей встрече. Кто просил, а кто и требовал снять косынку, дразнили «цыганкой», «марфушкой», «комсомолкой 30-х»... И доводы приводили, и исторические справки выискивали, и даже обвиняли в идолопоклонничестве: Бог слышит твои молитвы в косынке и без неё.
Мне стали приносить разные богословские сочинения на тему «Долой покрывало!». Но в Библии написано: «...Жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею...» (1 Кор. 11:10). Душа моя стала как беспокойное озеро. Начался шторм. Упала на колени, молюсь: «Как мне быть, Боже? – плачу. – Мне так трудно, так тяжело… Не за всех спрашиваю, за себя. Ответь мне, я не стану осуждать других».
На кого мне смотреть как на образец в моменты духовной слабости? Так тяжело ежедневно бросать миру вызов. Устаешь от вопросов, нападок, смешков и упреков. Тяжело нести светильник веры, так и хочется поменять его на электрический фонарик и держать в сумочке. Достать на служении, а потом опять спрятать – удобно. Разве от внешнего зависит мое спасение? Так какая же разница? Верю, Отче, и хочу понять, чтобы вера моя стала крепкой.
И я принялась усердно перечитывать Послание к Коринфянам, самостоятельно переводя с древнегреческого языка. Сразу же обнаружила, что в Синодальном переводе говорится: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…» (1 Кор. 11:5), но слово «постыжает» лишь приблизительно передает суть апостольского высказывания, которое можно было бы перевести, как «жена оскверняется». И в тексте не говорится, что волосы на голове – вместо покрывала. Я не представляю возможным сделать подобный вывод, прочтя наставления апостола. Ведь после грехопадения в Эдемском саду мужчина и женщина были вынуждены одеться, женщины же стали покрывать голову. Как могло христианство на протяжении двадцати веков заблуждаться, а накануне пришествия Христа вдруг прозреть и обнажиться?
Еще я заметила, что с покрытой головой женский образ становится нелепым, если обнажены руки, тем более – плечи, а юбка подстрелена. Появляется стыд – обнажаться пред людьми.
О, как ненавистен этот стыд представителям некоторых христианских конфессий! То, что сейчас, накануне прихода Господа, кажется миру нормальным: мода на одежду, которая не столько прикрывает, сколько искусно обнажает тело, – является ни чем иным, как проявлением невозрожденного духа, мертвой души. С миром все понятно, а как же христиане? Как же они? И я снова смотрю на свою полку, где мои знакомые, представители разных конфессий, оставили богословские доводы в защиту современного образа женщины: «для извинения (объяснения) дел греховных...» (Псал. 140:4). Однако Господь призвал меня верить тому, что написано в Библии, и не перекручивать Писания по-своему.
Верю, Отче, и пытаюсь понять, чтобы вера моя стала крепкой.
Любая мирская женщина старается хорошо выглядеть и нравиться мужчинам. А христианка? Нравиться Христу! Ведь написано: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан. 2:15-16).
Так внешнее проявляет внутреннее! Апостол Павел не пишет исключительно о внутреннем поклонении, оно должно выражаться внешне. В третьей главе Послания к римлянам Павел однозначно показывает, что наше падение проявляется через наши тела: руки и язык… В шестой и восьмой главах того же послания апостол борется за то, чтобы оправдание «единственно по благодати» не привело к расхлябанности и греху, но, наоборот, – к освящению жизни. «Не предавайте членов ваших греху», «предоставьте тела ваши в жертву для разумного служения».
Апостол Христа представляет только две существующие системы ценностей: этот мир и Божью волю, противопоставляя их. Мы обретаем способность – противостоять миру, когда предоставляем свои тела Святому Духу. Я поняла, наконец, как сильно знание укрепляет веру: укрощает плотские стремления и рождает желание жить по духу. А это желание дает Господу возможность расширять границы моего служения. Одно только: немалых усилий стоит принять истинное знание, ведь оно противоположно желаниям плоти. Слово Божье так и говорит: «...Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римл. 8:13).
Не только личным откровением, но и благословением стал для меня приснившийся в скором времени сон. Мне снилось, что я зашла в магазин электротоваров – в отдел, где продают миксеры. Все миксеры абсолютно одинаковые, и по форме, и по цвету. А на том месте, где торговая фирма обычно маркирует свой товар – значок «рыбки» на всех. Рядом с приборами, лежащими на верхней полке, ценник «1000 гривен», а возле тех, что пониже, – «10 гривен». Меня очень удивила такая разница.
Ко мне подходит хозяин магазина и говорит: «Я знаю, что у тебя в кошельке только две гривны, и ты ничего не можешь купить». Мне стало стыдно и я захотела оправдаться: мол, сегодня посмотрю, а после зайду обязательно, миксер-то нужен... Но меня остановили: «Мы скоро закрываемся, товар залежался – возьми в подарок миксер, тот, который выберешь». Взяла я один, с верхней полки, а другой – снизу. Задумалась, сравниваю, выбираю. Они даже по весу одинаковые… Почему же такая разница в цене? «А ты попробуй их в работе», – предлагает хозяин.
Принесли в кружке яйца. Я стала взбивать, сперва дорогим миксером. Все получилось прекрасно. Затем взяла прибор, что подешевле. Тоже отлично взбивает. Хозяин смотрит на меня и улыбается, вижу – сейчас рассмеется. Опускаю глаза и… Ох! Руки мои, и платье, и пол вокруг – все забрызгано пеной. Вот она – разница в цене!
«Какой же подарить тебе?» – спрашивает хозяин. «Дорогой», – говорю смело.
Утром проснулась – подушка от слез мокрая. Да! Мы – инструменты в руках Бога! И чем больше в нас смирения и жажды исполнить Божью волю, тем плодотворнее Он может работать над миром через нас.
С радостью и дерзновением покрыла я голову и пошла собирать яблоки на пирог, чтобы не с пустыми руками Творца встретить.
«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:16). «Итак, умоляю вас, братия (христиане), милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуясь с веком сим...» (Римл. 12:1-2).
Преобразуйте свой характер, отделяя себя от стандартов этого мира и соединяя с образом Христа!
Ю. БЕРЛИНЕР,
г. Одесса