Ярл ПЕЙСТИ
Во второй главе Евангелия от Луки подробно описаны события, сопутствующие рождению Иисуса Христа:
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Размышляя об этом событии сегодня, я бы хотел обратить ваше внимание на последний стих: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». О каком знаке идет речь, и что он означает? Это важно знать, так как по этому знаку пастухи должны были узнать Христа. В том, что ребенок в пеленах, нет ничего необычного, но в отличие от других младенцев, он должен лежать в яслях.
Убогая обстановка и унизительное положение, в которых Младенец появился на свет, были отличительным знаком, по которому люди должны были узнать, что Он есть Тот, Который будет Спасителем мира. Пастухи не просили знака у ангела, он был дан им. Знак этот есть знак уничижения и нищеты, которые сопровождали Христа всю Его жизнь. Тот, Кто родился в хлеву и был положен в ясли, и будучи взрослым не имел места, где преклонить голову Свою. Вот как Он Сам говорит о Себе: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову». Пророк Исаия очень емко и точно передал то уничижение, которому подвергся Иисус Христос, придя в наш мир: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни...»
И это был знак, данный Богом через Своих пророков, по которому люди могли узнать грядущего Христа, Спасителя мира. Но, увы, они были слепы и не увидели этого знака. Люди имели свое представление об Избавителе и предпочли свое мнение тому, что написано в Слове Божьем, поэтому: «Он был презрен и умален... и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его».
Ветхозаветные пророки многократно предсказывали уничижение грядущего Мессии, однако, несмотря на это, народ ожидал Мессию, Который придет как царь воинствующий, в силе и славе, и восстановит земное царство Израиля. И, когда Мессия пришел в кротости и смирении, лежащим в яслях, они Его не признали.
Многие из учеников Иисуса вначале следовали за Ним, видя чудеса, Им творимые, и надеясь, что Он вот-вот объявит Себя Царем, свергнет власть римлян и возьмет ее в Свои руки. Даже двенадцать Его ближайших учеников ожидали восстановления земного царства. Движимые личными соображениями, они пошли за Христом, но когда Мессия начал говорить им об ожидающих Его страданиях, то это не пришлось им по душе. Зачем им нужен был мертвый Мессия?! Помните слова Петра, возразившего Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»? Вот почему в критический момент, когда Иисуса повели на крестную смерть, они все покинули Его.
Нежелание принять страдающего и униженного Мессию и было причиной, по которой иудеи распяли Его. Они отвергли тот знак, который дал им Бог, по которому они бы Его могли узнать. И до сих пор иудеи не поняли значения этого знака. Этот знак стал камнем преткновения, о который они претыкаются, не покоряясь Слову. Да, они ожидают Мессию, но такого, который будет соответствовать их желанию. Но такого Мессию Бог им не послал. Единственного и верного Мессию апостол Павел описывает в своем Послании к филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Да, Младенец, родившийся в яслях, должен был умереть крестной смертью.
Мои дорогие друзья, тот знак, который был дан пастухам в рождественскую ночь, дан и нам. Этот знак Христос провозгласил в Своей проповеди, когда Он сказал, что «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Странный Царь и странное Царство, и чтобы стать подданным этого Царства, нужно смириться и сделаться нищим. Неужели это так? Да, это и есть важнейшее условие Царства Небесного. Главное – не власть и величие, а слабое, сокрушенное и уничиженное сердце. Не на богатого, а на нищего, не на сильного и мудрого мира сего, но на смиренного и сокрушенного духом и трепещущего пред Словом Его призрит Бог.
Бог не может спасти сильных и мудрых мира сего, пока они не смирятся и не признают себя нищими духом. «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем», – говорит Слово Божие (Притч. 16:5). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
О мой дорогой друг, ради спасения твоей бессмертной души прими Младенца, лежащего в яслях! Эти ясли призывают тебя в смирении припасть к ногам Христа. Ясли являются божественным знаком, и если ты желаешь унаследовать Царство, ты должен принять этот знак – смириться и стать, как дитя. И если ты надеешься на свои заслуги и достоинства, но не на благодать и милость Божии, то ты далек от Царствия Божия. Блаженство состоит в том, что ты готов признать, что у тебя нет собственной праведности, и потому надеешься только на милость Иисуса Христа.
Из всех зол самое великое – это наша собственная праведность. Чем больше мы сознаем свое ничтожество, тем глубже и лучше мы понимаем значение вифлеемских яслей. Это и есть знак, по которому мы узнаем Младенца Христа. Чем больше наша духовная нищета, тем больше может Господь дать нам из Своих небесных сокровищниц.
Мой друг, если ты еще не смирился перед Богом, если ты не сокрушался и не трепетал перед Ним, то я должен сказать, что ты еще не знаешь Его. «Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Так познать Христа значит воистину познать Его, ибо с яслей начался Его путь к Голгофе, где Он был распят, где Он умер за твои и мои грехи. Дал бы Господь, чтобы ты воистину узнал Его, Младенца из Вифлеема, по знаку, который был дан не только пастухам, но каждому из нас.
Ярл ПЕЙСТИ