Несколько лет назад в православной печати появились статьи против современного увлечения телевидением. Статьи эти вызвали резкий отклик в средствах массовой информации. Говорили о церковном консерватизме, о черной неблагодарности и т. д. Прошло время. Пагубное влияние телевизионного духовного мусора на человеческую душу стало настолько очевидным, что общественность забила тревогу, и на страницах светской печати стали появляться статьи, констатирующие беду, о которой предупреждала церковь несколько лет назад.
Практически в каждой современной семье есть телевизор — одно из величайших технических изобретений нашего времени. Как относиться к нему: добро это или зло?
С изобретением телевидения произошел мощный сдвиг в людском сознании, перед человечеством открылись огромные возможности. При помощи телевидения можно наглядно и исчерпывающим образом преподать уроки по разнообразным вопросам науки, искусства и техники и этим поднять уровень образованности, расширить круг знаний, нанося тем самым мощный удар по дилетантству и лженауке. На заре своего рождения телевидение, кроме того, сыграло роль и в укреплении домашнего очага, значение которого в воспитании молодежи, в связи с ростом зрелищных и развлекательных мероприятий, стало резко падать. Улица манила. Дома только ночевали, ели, но в свободные часы отправлялись в поисках развлечений на улицу с ее грубым и жестоким реализмом жизни. С приходом в жизнь телевидения молодежь на первых порах стала постепенно возвращаться в дом, в домашний уют, к телевизору в кругу семьи.
Возможно, этим и исчерпывается то положительное, что принесло с собой внедрение телевидения в наши дома. Губительность же его влияния на человеческую душу совершенно несоизмерима с крупицами такой вот пользы. Даже то, что телепередачи приобщили человека к дому, стало возможным лишь потому, что, обращенные к его низшим инстинктам, они перенесли в его собственный дом всё те же уличные удовольствия и развлечения.
В Библии написано: «Не всякого вводи в дом твой». Кому же мы, включая телевизор, открываем двери своего христианского дома, нашей, по выражению апостола Павла, «домашней церкви»? В дом наш беспрепятственно с телеэкранов входят наркоманы, убийцы, растлители и подонки всех мастей. Мало того, они заставляют и нас, увлеченных развитием киносюжета, прожить их жизнью, так как всякое зрелище требует сопереживания: человек у телевизора включается в поле страстей, оно возбуждает и питает его страсти. Мы впитываем в себя через зрение и слух телеобразы, которые отпечатываются в нашем подсознании, как фотографии, оскверняя самые что ни на есть сокровенные уголки нашей души. Затем эти образы вырываются из своих тайников в самые неожиданные моменты, нередко во время богослужения, омрачая наши молитвы.
Привычка воспринимать через телевизионные передачи ужасы порочной жизни порождает ещё одно пагубное явление. Отмечено, что в последние годы резко возросло число так называемых «спонтанных» преступлений, то есть преступлений, совершенных неожиданно, без видимых причин. Дело в том, что в обыденной жизни между душой человека и грехом есть путь, на котором поставлены заслоны нравственного, психологического, бытового характера, преодолеть которые может далеко не всякий человек, да и то лишь пройдя определенные этапы деградации. Пропустив подсознательно через себя массу увиденных на телеэкране преступлений, человек постепенно разрушает эти преграды, путь до греха становится как бы уже пройденным, поэтому и сам грех совершается легко и свободно.
Телепередачи отрывают от чтения. Зачем читать, когда можно посмотреть экранизацию той же книги по ТВ? Зачем напрягать свое воображение, когда всё уже заранее сделано за нас, проработано и всё можно воспринимать без особого труда. Процесс чтения представляет собой сложную умственную и психологическую работу, требующую от человека напряжения воли и организованности. Чтобы взять книгу и начать читать, во-первых, нужно определенным образом спланировать своё время; во-вторых, нужно ещё и понудить себя к этому, в то время как телевизор можно просто включить и смотреть между дел. Это и есть психологическое порабощение нашей души, насилие над ней и подавление наших творческих и интеллектуальных сил, не имеющих возможность упражняться и совершенствоваться. Под воздействием этого своеобразного наркотика наш ум слабеет, наподобие того, как дряхлеет тело без физических упражнений.
С помощью телевидения нас очень тонко воспитывают материалистами, которые смотрят на вещи по естественному животному свойству вообще смотреть, без участия в этом процессе духовного взора, которым видит душа.
Даже наши некогда веселые общения с друзьями превратились в совместные просмотры телепередач. Наша жизнь все более и более напоминает сцены из мрачной антиутопии американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в которой виртуальные телевизионные образы общаются с жильцами квартир с огромных, во всю стену, телеэкранов словами почти один к одному из диалогов современных «мыльных» сериалов.
Многие телевизионные передачи учат человека жестокости. Пусть добро в фильмах, как правило, торжествует. Но каким образом? Наши ребятишки вопят от радости, когда положительный герой разряжает в противника свой револьвер, когда в затянувшемся взаимном мордобитии герой фильма мощным ударом ставит победную точку. Да разве мы сами не испытывали чувства удовлетворения от совершившейся на экране справедливой, по нашему разумению, мести? Ни о каком христианском прощении в этих фильмах не может быть и речи! Мы же, привычно созерцающие телеубийства, мало чем отличаемся от зрителей гладиаторских боев древнего Рима.
Некоторые могут возразить, что по телевизору передаются нравственные и богословские беседы, проповеди священников. А если учесть, что во многих наших селениях в округе нет ни одной церкви, то это – единственная возможность приобщиться к религии.
К сожалению, под маркой нравственных и духовных программ с телеэкрана зачастую распространяется мистика, ересь и суеверие: представители антихристианских восточных учений сообщают, что они почитают не только своих богов, но и Христа, и что все религии мира едины; колдуны-экстрасенсы крестятся и призывают Богородицу.
Вспомним, как проходят наши вечера? Пришли с работы, поужинали, по телевидению начался очередной телесериал, и мы переживаем за судьбы героев; затем начинается информационная программа, и мы со всей страной озабочены снижением уровня жизни или угрозой забастовки шахтеров; потом, как правило, развлекательный конкурс, и мы волнуемся, кто из игроков выиграет приз; потом крутой боевик или эротическая комедия, а там и спать пора. И так каждый день. Может, кто и захотел бы заняться чем-нибудь другим, например, почитать духовную литературу, да условия наших квартир таковы, что и уединиться-то негде, и вряд ли духовная пища будет усваиваться на фоне воплей звезд рок-музыки. Да и сам телевизор манит нас, как магнит, нет-нет и заглянем в комнату, где он стоит: что там на экране? Даже выключенный телевизор властвует над нами. В выходные дни по нескольку раз заглядываем в программу, выискивая интересное. Как тут не вспомнить вторую заповедь Божью: «Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему», а разве не кумира поставили мы в переднем углу своих квартир?
Нужно сделать вывод, что с телевидением как с явлением, имеющим огромное влияние на психику человека, нужно обращаться очень осторожно; что бороться с телевидением как таковым бессмысленно, а нужно бороться с бесконечно расслабленной человеческой волей, которая не дает ему найти в себе силы оторваться от соблазнительного и заманчивого зрелища.
Ну, а тем же, кто чувствует себя слабым против современного духовного наркотика, кто полностью подчинился этому кумиру и не может выйти из-под его власти, разумно вспомнить слова Иисуса Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя». И если таким людям сразу трудно сделать, что напрашивается само собой: продать телевизор, а деньги пожертвовать на дело Божье или бедным, – пусть начнут хотя бы с того, что полностью отключат телевизор на время поста, а потом сами оценят, стали ли они от этого духовно беднее или нет? Нет сомнения, что не потеряют, а приобретут!
Валерий МЕЛЬНИКОВ
|