Три огромных толпы будут собраны в бесконечном, бесформенном пространстве ещё не воссозданной Вселенной. Миллиарды людей и ангелов, ещё не оправившихся и не пришедших в себя после ошеломляющих событий последнего времени, будут стоять вокруг трона Того, Кто ещё вчера казался многим только мечтой или иллюзией. Вселенной, в которой все они так привыкли жить, пришёл конец. Звёзды падали с небес, потом планета разрушилась, и стихии прекратили своё существование. Физический мир, который казался единственной и незыблемой реальностью, перестал существовать. И то, что все они были живы, живы, несмотря ни на что, было и удивительно, и в то же время казалось таким естественным для всякого человека, потому что никто и никогда не мог представить себя мёртвым.
Смерть для нас такая же абстракция, как и математическая точка или линия в геометрии. Мы можем её видеть, рассуждать о ней и просчитывать подобные вещи. Можем даже извлекать из этого выгоду, недаром похоронный бизнес - один из самых прибыльных, и не только в нашей стране. Но что бы ни происходило вокруг смерти, мы про себя твёрдо помним, что реально она не может существовать в нашем мире. Никто из живущих не верит в возможность своей личной смерти. В глубинах наших душ скрыто больше знаний, чем может позволить себе наше слабое и робкое сознание. И мечты наши прочнее и долговечнее внешне незыблемых и вечных предметов, в окружении которых мы проводим свои земные жизни. На Последнем суде всё это станет ясной и очевидной для всех истиной. И если сегодня мы больше всего боимся смерти, то там многие испугаются жизни. Жизни, за которую вчера ещё так держались.
Но, несмотря на то, что все тайны будут раскрыты и сомнения рассеяны, никто из нас не изменит своих чувств и убеждений. Это неправда, что если бы Бог был очевидностью, то все сразу стали ли бы добрыми христианами. Далеко не всех устраивает Христос в качестве Бога. Ярость, которую испытывает к Нему великое множество людей, вызвана не неверием. Его победа не только не примирит их со Христом, но вызовет в них ещё большую ярость. Точно так же и сегодня злые, завистливые люди не делаются мягче от достижений тех, кого они ненавидят. Любое новое достижение только больше озлобляет завистников, если оно не им принадлежит.
Мнение о невозможности вечного наказания не ново, но, как и в старые времена, очень популярно. Те, кто придерживаются его, ссылаясь на милосердие и любовь Бога, вряд ли что-то понимают в сердцах человеческих. Ад и вечные муки совсем не внешняя угроза, вроде природной стихии. Ад и вечные муки придуманы не Богом. Они порождены самими глубинами человеческих душ, тех самых душ, куда не проник Дух Господень. Все те, кто сегодня любит грех и живёт им, те, кому противна сама мысль о прощении недругов и милосердии, никогда не смирятся с победой Христовой. И чем ближе она будет, тем больше ненависти в них вырастет. Страх и отчаяние, которые будут расти в них по мере приближения Царства Божьего, выльются в море ненависти в тот день, когда оно наступит. Они сами вынесут себе приговор, и Богу останется только подтвердить их волевое решение. И тогда Он оставит их навсегда.
Адом и называется то место, куда никогда не проникает Дух Божий. Место, где нет преград злобе и ярости, где нет защитника, спасителя и самого понятия справедливости. Царство людей и бесов, предоставленных самим себе, бессмертных и равных между собой во всем. Нельзя представить себе ничего страшнее, чем быть навсегда оставленным Богом. И, конечно, не Он будет виновником мучений этих несчастных. Они сами позаботятся обо всем, как заботятся и сегодня, не жалея ни сил, ни денег, ни самой жизни, для того чтобы отравить жизнь окружающим, тем, кто ещё не дошёл до отчаяния и сохранил крупицы веры в добро и милосердие.
В Евангелии сказано, что Сын Человеческий разделит народ и поставит их по правую и по левую сторону от Своего трона. Я думаю, что Матфей, поражённый услышанным откровением, написал так только для простоты изложения. Он, как и другие евангелисты, был очень скуп на слова, именно потому, что был слишком ошеломлён информацией, которую довелось ему передать всем живущим. Чрезвычайность откровений делала осторожными всех, кто прикасался к чуду деяний Христовых. И каждый из них экономил слова для того, чтобы как можно меньше самому присутствовать в изложении, оставляя больше места для Христа и описываемых событий. Только по правую сторону поставит Он народы. По левую встанут сами. А посредине, на Троне, будет сидеть Христос в окружении ангелов. И ни в ком не будет радости. Только потрясение и широко открытые глаза будут окружать престол славы. И в последний раз Господь будет плакать о тех, кого Он пришёл спасти, но не смог. О тех, кто, проведя жизнь, не накопил ничего, кроме ненависти к себе, людям и Богу, кто не принял дарованное милосердие, потому что никогда не любил милосердия.
БЕДЫ, КОТОРЫМИ НАПОЛНЕН МИР, – ПОРОЖДЕНИЯ НАШИХ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ И НЕНАВИСТИ ДРУГ К ДРУГУ, А ВОВСЕ НЕ НАКАЗАНИЕ СВЫШЕ. НАША ПЛАНЕТА БЫЛА БЫ ВПОЛНЕ ПРИГОДНА ДЛЯ СЧАСТЬЯ, ЕСЛИ БЫ МЫ САМИ НЕ ОТРАВЛЯЛИ ЖИЗНЬ СЕБЕ И ДРУГИМ ЗАВИСТЬЮ И РАСПРЯМИ. БОГ ДАЛ НАМ ВСЁ С ИЗБЫТКОМ, НО НАША НИЩЕТА РОЖДЕНА НАШИМИ СТАРАНИЯМИ
И тогда все услышат и поймут, наконец, что Бог никогда и ничего не хотел для Себя. Всё, что Он делал, было сделано для нас. Всё, что Он хотел - так это видеть нас счастливыми, благородными и милосердными. Он никогда и ни в чём не хотел оградить нашу свободу. Он никогда и ничего не требовал от нас. Он только давал. Давал жизнь, пищу, одежду, любовь, тепло, надежду и веру. Он спасал нас от бед, болезней и несчастий. Он хотел только того, чтобы мы, наконец, прозрели и увидели, что беды, которыми наполнен мир, – порождения наших злых сердец и ненависти друг к другу, а вовсе не наказание свыше. Чтобы мы поняли, наконец, что эта планета была бы вполне пригодна для счастья, если бы мы сами не отравляли жизнь себе и другим завистью и распрями. Бог дал нам всё с избытком, но наша нищета рождена нашими стараниями. "Если ты сделал добро одному из братьев Моих меньших, то сделал Мне" – вот высшая форма богослужения. Высшая и единственная, доступная человеку.
То, что написано в Евангелии от Матфея, принято называть Последним судом. Но, как видите, это будет не суд, а только зачтение приговора. Суд идёт давно. Суд идёт сегодня. И только мы сами ставим себя по ту или эту сторону закона, по правую или левую руку Христову. А Он ждёт и хочет, чтобы по левую Его руку было поставлено как можно меньше.
У нас ещё есть время. Ещё стихии не разрушились, ещё землетрясения только по местам. Ещё только по местам войны, и мы ещё пугаемся военных слухов. Все ещё можно исправить в наших отношениях с Богом. Пока мы живы, у нас есть надежда. Христос всё ещё ждёт нас. Примите милость сегодня, и завтра не станет ненависти. Слёзы и кровь Христовы омыли миллионы душ и спасли миллионы жизней. Сегодня мы стоим пред судом Господним, и нам дано последнее, решающее слово. Выбор у нас не велик. Он очень прост: Бог или дьявол, благословение или проклятие, жизнь или смерть, вечная радость или вечные муки. Будьте милосердны к себе, примите с верой предложенное прощение, и Бог зачтёт это как доброе дело, сделанное специально для Него. И когда вы спросите Его, стоя у подножия престола славы: "Господи, когда я сделал для Тебя доброе дело?", - вот тогда Он и назовёт тебе день и час твоего обращения от смерти к жизни.