Мы работаем над новым сайтом. Сайт находится здесь: beta.days4god.com

Свидетельства, книги, рассказы, для молодёжи

Ричард Циммерман. Когда Бога отодвигают на второе место. (Историко-теологический анализ харизматического движения). 1-Я ЧАСТЬ.

Предпосылки к возникновению движения

Изначально харизматическое направление возникло, как желание распространить учение о крещении Духом Святым в церквях, которые не принадлежали к пятидесятническому движению. Собственно, понимание того, что верующие, находясь в разных конфессиях, могут быть крещены Духом Святым, отчасти было присуще и всему пятидесятническому движению в целом. Началом зарождения харизматического движения можно считать конец 50-х — начало 60-х годов XX века. Сами представители харизматического движения считают, что их движение зародилось в 1960-м году и связывают это с именем Дениса Бенета. Он, будучи пастором епископальной церкви, обнаружил в своём приходе людей, молящихся на иных языках и утверждавших, что они крещены Духом Святым. Будучи возмущен, он стал исследовать этот вопрос, и в результате сам пережил крещение Духом Святым. Впоследствии, он в связи с этим сам встретил сильное сопротивление в своей церкви и вынужден был её оставить. Он нашел другой приход, где уже мог беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

 

Постепенно его служение получило большое распространение по всему миру. Почти одновременно с Денисом Бенетом попытки принести учение о крещении Святым Духов в различные деноминации были предприняты и другими служителями. Таким образом, харизматическое движение стало приобретать повсеместное распространение. На территорию бывшего СССР оно проникло в конце 70-х — начале 80-х годов XX века. В различных местах России и Украины и поныне можно встретить группы, которые сохранились от начала зарождения этого движения. Однако широкое распространение харизматии приходится на более поздний период, на время так называемой «перестройки» и дарованной Господом религиозной свободы в СССР. Первыми же предпосылками к зарождению харизматического движения были, как известно, определенные откровения, полученные Смитом Виглсфордом, Дэвидом де Плесси. Сегодня нельзя говорить об истинности этих «откровений». Но сам Дэвид де Плесси горел желанием создать учение и практику крещения Святым Духом и распространить ее во всех христианских конфессиях, за что и получил прозвище «мистер Пятидесятница», воспринял эти откровения по окончании Второй мировой войны, как то, чему пришло время исполниться. А потому он вместе друзьями начал проповедовать учение о крещении Духом Святым среди верующих разных течений, в первую очередь, среди католиков, даже приняв ради этого участие во Втором Ватиканском Соборе, а также среди протестантов, придерживавшихся либерального богословия.

 

Распространение опыта крещения Святым Духом в общинах протестантских конфессий, которые придерживаются чистого евангельского учения, даже если это и начатки учения Христова,— явление закономерное, и, по сути, является очередным шагом на пути их духовного роста (фактически и само пятидесятническое движение возродилось именно в среде христиан из подобных церквей). Распространение духовного крещения в церквях с либеральным богословием, которые потеряли верность Библии и Евангельскому учению и не являются ни евангельскими, ни протестантскими, а также в среде католиков, со временем стало порождать серьёзные осложнения. Одно из них заключалось в том, что некоторые верующие, пережившие крещение Духом Святым, но оставшиеся в православной или католической церкви, стали сочетать практику крещения Святым Духом с практикой пребывания в своих доктринах. Неевангельское поклонение святым и, особенно, Марии, не только не было, в соответствии с Евангелием, оставлено, но стало приобретать характер понимания, что от Марии исходит благодать. Это привело к ужасным деформациям в их исповедании веры, поскольку, получив в какой-то момент первоначальный импульс Божьего благословения, они впоследствии оказались людьми, которые не пребывают в учении Христовом, фактически, заблудшими.

Второй проблемой, которая возникла в процессе развития харизматического движения и остается, по сути, центральной проблемой всего этого движения, есть слишком большой упор на действенной стороне силы Духа Святого, что делается в ущерб посвящению верующими жизни Господу в Духе, пребыванию ими во Христе и освящающей работе Христова Духа.

Узнаем по Духу

В 1-ом Послании Иоанна говорится: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает и нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (3:24). То есть мы узнаем о пребывании Господа в нас по духу, но при определенном условии, а именно, если мы пребываем в Его Слове. Существует опасность, что, когда это условие не соблюдено, то человек может оставаться в уверенности, что он продолжает пребывать в Господе и исполненном Божьего Духа состоянии, тогда как на самом деле это не так. Очень характерным примером этого является состояние Самсона в тот момент, когда Далида остригла ему волосы и сказала, что филистимляне идут: «Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него» (Суд. 16:20). Самсон был Божьим сосудом и судьёй, одним из величайших вождей Израиля, человеком, посвященным Богу, и Его помазанником. И этот человек никак не мог понять, что Бог от него отступил! Ни опыт его прежних взаимоотношений со Святым Духом, ни внутренние чувства этого используемого Духом Божьим человека, не говорили ему о произошедших в нём изменениях. Но если бы он внимательно взглянул на свои волосы, то сразу бы всё понял, поскольку нарушение того, что было волей Бога о нём, не могло не повлечь за собой самых роковых последствий, как то и случилось.

Сегодня тоже порой бытует подобное и совершенно неправильное отношение к духовным реалиям, когда люди оценивают свое пребывание в Боге только по своим переживаниям, по своим чувствам, как им кажется, по достаточному внутреннему опыту и благословениям, которые они имеют. И многие совсем не подозревают, что при таком подходе к христианской жизни возможна большая ловушка со стороны врага человеческого, если они не будут реально находиться в заповедях Христовых и Его учении. Слово Божье говорит ясно: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.1:9).

Размывание границ истинноевангельского учения

Всё вышесказанное в процессе развития движения харизматии обнаружило себя в размывании истинноевангельского учения, начиная с безуспешных попыток достичь повышения результативности служения при явной ущербности в вопросах святости, послушания и внутреннего посвящения себя Богу. В итоге харизматическое движение обрело небиблейский, пренебрегающий вопросами святости образ и экуменический ориентир, при котором верность евангельским истинам теряет первостепенное значение, важность Христова учения отходит на второй план, а единственно ценным считается так называемая «духовная инспирация» христианина и его пребывание в том, что это движение отождествляет с любовью, которая в евангельском смысле ничего общего с этой величайшей из христианских добродетелей не имеет, но является лишь исповеданием совершенно небиблейской доктрины «неосуждения». Эта «доктрина» побуждает верующих под видом сохранения себя от осуждения других христиан к таким отношениям друг с другом, когда верность или неверность кого-то Евангелию, жизнь в святости или очевидное пребывание в грехе, искание водимости Святым Духом или явно плотское хождение «христиан» вообще не позволяется оценивать, что и объявляется в противоречии со Священным Писанием прерогативой одного Бога. При требовании к детям Божьим, чтобы они принимали других, считающих себя возрождёнными христианами, в «любви», как братьев и сестёр, основываясь лишь на том, что те считают себя таковыми. Подобный подход к жизни в вере стал медленно, но верно разрушать во многих душах живую спасающую веру, обольщая ранее обратившихся ко Христу верующих и обманывая вновь приходящих в церковь, обещая им великое, но оставляя их практически неспасенными. Эта особенность харизматического лжеучения, как и существующее в пятидесятнических церквях на Западе неправильное понимание тою, что крещение Святым Духом нужно лишь для получения силы на служение, с библейской точки зрения совершенно недопустимы. Крещение Духом Святым дается не только как сила для служения, но чтобы каждый спасенный, будучи причастником божеского естества, был духовно возрождённым, благодаря живущему в нём Христу, и истинным богоносцем, благодаря пребывающему в нём Святому Духу. Для этого Христос рождает всякого уверовавшего в Него человека от воды и Духа, вселяется в него и посылает в обновлённое сердце христианина Святой Дух, чтобы, войдя в человека, как Личность, Тот жил в нём. Нередко встречается непонимание того, что Дух Святой может присутствовать в сердце, как Личность и присутствовать в жизни человека, как бы безличностно или как действие благодати. Но это так, и в этом суть различия между тем, что произошло в день, когда Иисус Христос, воскресши из мёртвых, явился ученикам и сказал: «Примите Духа Святого» (Ин.20:22), и тем, что произошло в День Пятидесятницы. Это видно, к примеру, из слов Апостола Петра, который пишет, что крещение — не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет.3:21). Однако, Дух Святой, как Личность, сошел на Апостолов и первую церковь только в день Пятидесятницы. Точно также происходит и с любым из людей, в котором Христос благодатно открывает Себя,— человек становится духовно обновленным. И это не просто принятие Евангелия разумом, но конкретно связано со Словом Божьим и действием благодати Святого Духа (или «безличностным» присутствием Святого Духа). Когда же Святой Дух входит в самую сокровенную внутренность человека и живет в нем, как Личность, то уверовавший становится крещённым Святым Духом (храмом живущего в нём Святого Духа). Предпочтение внешнему успеху Сводя Крещение Святым Духом, в основном, к получению силы на служение, западное христианство, на мой взгляд, в своём стоянии в вере несколько однобоко рассматривает личностное присутствие Святого Духа в жизни верующего, недооценивая написанное, что Дух Святой «есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:14). Такое, пусть даже непреднамеренное, ограничение Святого Духа в опыте духовного крещения обернулось на практике весьма своеобразным искушением, хотя желание приобрести посредством переживания личной Пятидесятницы эффективность и успех в служении, казалось бы, должно нести лишь благословение.

Произошло же следующее: библейский образ мышления, который далеко не всегда явно связан с успехом и эффективностью внешнего служения, стал подменяться мышлением успеха (или «деловым» мышлением), а присутствие Духа Святого и «мера» исполненности Им — измеряться успехом, а не плодотворной и святой жизнью.

Хроническое духовное заболевание

В современном харизматическом движении, в понимании духовных ценностей произошло явное и значительное смещение акцентов, в результате чего люди нездраво сосредоточились на постоянном и гипертрофированном искании исполнения обетовании, желая во что бы то ни стало получить их, но оставляя в стороне требование Божьего страха и насущной необходимости духовного плодоношения. Не отрицая их на словах, но пренебрегая ими па самом деле, считая эту сторону духовной жизни, как нечто само собой разумеющееся, многие верующие даже в пятидесятнических церквях начали уклоняться в том же направлении. Харизматическое же движение с его «процветанием», «позитивным мышлением» довело этот перекос в понятиях веры до настоящего хронического духовного заболевания церкви. Надо сказать, что еще до возникновения харизматического движения в США Джон Кеньон, имевший там свою школу, практиковал элементы язычества и оккультизма, называя это христианством. В его учении присутствовали понятия, унижающие Христа. Многое из этого насыщенного элементами оккультизма псевдохристианского учения было заимствовано одним из мировых лидеров харизматии Кеннетом Хейгином, который распространил этот яд по всему миру. К.Хейгин занимался явным плагиатом, списывая у Д.Кеньона целые абзацы его богопротивных «трудов». Это оккультное влияние деформировало сознание, извратило образ мышления невероятно огромного числа христиан, особенно повлияв на одно из ответвлений харизматии, носящее название «Слово веры».

Кукушкины яйца харизматии

Хотя харизматические «учителя» и утверждают, что получили от Бога повеление учить Его народ вере, в реальности, именно с вопросов веры и начинаются их заблуждения. Библия открывает, что есть вера, которую в человеке рождает слово евангельской проповеди (Рим. 10:17), и есть вторая грань веры, которая является сверхъестественным духовным даром (1 Кор. 12:9). Первая необходима каждому человеку для его спасения и жизни в благодати, по она не всегда даёт уверовавшему во Христа человеку возможность упражнять любой духовный дар (1 Кор. 12:29-30) и не обязательно несёт в себе обетования чудотворения (Отк.3:7-11), хотя это и не означает неизбежное отсутствие чудес в жизни всякого уверовавшего (Мк. 16:17-18). Вторая — даруется некоторым, но не всем христианам (1 Кор. 12:9), как сверхъестественное проявление Святого Духа, благодаря которому одарованный указанным даром христианин получает от Бога непоколебимое и превосходящие его естественные возможности, доверие к своему Господу, необычную и решительную смелость дерзновения к Всевышнему ожидать от своего Создателя воистину чудесного и великого. Эта вера имеет к спасению человека весьма незначительное отношение (Мф.7:22-23; 1 Кор. 13:2), хотя, как и все дары, она имеет очень важное значение для служения верующего. «Отцы-основатели» харизматического движения подбросили свои проблемы, в учение об оправдании по вере и благодати, как кукушка яйца в чужие гнезда. Вместо того, чтобы согласно Библии, учить о том, что при возрождении человек обретает во Христе веру, обновляющую человека духовно и морально, то есть веру, действующую любовью, лидеры харизматии убеждают новообращённых в наличии у них такой веры, которая помогает творить любые чудеса. Так, дивное и прекрасное учение о спасающей грешников славной Христовой благодати было превращено в некую пародию на него (а благодать стала проповедоваться так, что люди, принимавшие это «учение», неизбежно стали превращать её в повод к распутству). По горьким плодам выявляются лжеапостолы и лжепророки, лжеучителя и лжебратья. Великий реформатор Жан Кальвин однажды сказал: «Спасает одна вера, но вера, которая спасает, никогда не приходит одна». И это действительно так. Любые действия Божьего Духа никогда не носят одностороннего характера. Бог спасает человека, возрождая его, и спасая, возрождает (Ис.26:10; Тит 3:4-6). Его действия дают людям дары и они одновременно изменяют человека, и если же этого не происходит, это свидетельствует о духовных действиях, носящих обманчивый характер, но никак не о Божьей благодати. Спасая грешника, Христос называет и делает его святым, и это не философская теория, а практика жизни, показывающая себя в плодах покаяния и веры. Конечно, освящение спасённого продолжается до самого последнего дня его жизни на земле, пока Господь не позовёт его в Свои вечные обители, но все же спасение и духовное обновление — вещи неразрывно связанные и не существующие одно без другого. И именно таким образом — по плодам, во все века существования христианства выявлялись лжеапостолы и лжепророки, лжеучителя и лжебратья. Именно так, согласно Библии, Церковь Христова на протяжении всех веков своего существования отличала уже получивших спасение детей Божьих от людей, находящихся ещё только на пути к получению спасения. Харизматическое движение с его нездравым учением, которое пытается утверждать, что для спасения нужна одна лишь «голая» вера, и которую они очень мало связывают со зримыми изменениями в человеке, а непреложность требований святости в жизни христианина объявляют проявлениями законничества, лишь тормозящего движение веры, привело к появлению целого поколения людей, имеющих вид обращенных, но в действительности не обратившихся, имеющих вид святых, но на деле живущих во грехах, имеющих вид спасённых, но по существу, по-прежнему стоящих на пути в погибель (2Тим.1-9). Много вечных христианских духовных ценностей оказались на этом страшном их пути потерянными, поруганными и извращёнными. Отставляя в сторону и унижая вечное и святое, осмеивая стремление к праведности, как несвободу и неверие жизнь в страхе Божием, а внутреннюю отдачу Господу, как пережиток прошлых поколений, харизматическое движение направляет своих последователей на ложный и опасный путь «величия», представляемый как наличие живой веры, умеющей брать Божий обетования и реализовать их.

 

Приходя ко Христу, человек, во-первых, одновременно с переживанием Божьих благословений встречает ряд трудностей, одной из которых является необходимость встать на узкий, единственно ведущий ко спасению путь (Мат.7:13-14); во-вторых, будучи недавно обращенным, он подвержен особой опасности быть обольщённым с помощью тщеславия, гордости и величия за новое положение, которое он обрёл в Боге (1Тим.З:6); в-третьих, будучи ещё не в состоянии понять многого, что связано с подлинной духовностью, он, зачастую, вместо поисков смирения и духовного роста, пытается выбрать лёгкий путь самореализации в каком-то деле в церкви и, наконец, в-четвёртых, будучи ещё не укреплённым в вере, он желает немедленно ощущать присутствие Божьей силы в своей жизни, что выражается в стремлении постоянно получать ответы на все молитвы, а также чудеса и знамения. Пренебрежение святостью ведет к обмирщению. А ведь именно на этом и спекулируют харизматические «теории», которые, с одной стороны, развращают приходящих ко Христу, проповедуя «свободу» в одежде, поведении и взаимоотношениях между людьми, что явно противоречит добродетелям стыдливости и скромности, благоговения и смирения, самообладания и целомудрия, и при этом утверждают, что уверовавшие, являясь детьми Царя, имеют несомненное право и доступ «в вере» ко всем мыслимым благам земной жизни и благословениям Неба, как на земле, так и в вечности. Откладывая в «долгий ящик» всё, связанное с плодами возрождения, вновь обращенным предлагается жить «в получаемом по вере благословении» и благовествовать другим спасение во Христе (что само по себе и неплохо, если бы делалось верно) и якобы приготовленное для них вышеназванное «благословение». Настрой на успех, помноженный на пренебрежение святостью, на практике плоды духа сводит полностью на нет (практикуя вседоступные принципы и методы миссионирования). Один из центральных пунктов харизматического «учения» о евангелизапии гласит, что для того, чтобы неверующие не чувствовали себя в церкви чужими, чтобы могли легче и быстрее войти в церковь, необходимо, чтобы верующие стали более похожи на мирских. (Единственным результатом подобного «труда», безусловно, станет то, что в церковь войдёт мир с его взглядами, идеями и нечестием. Кроме того, подобный «приход» к вере не несёт сердцу настоящего исцеления (1 Пет.2:24) и лишает уверовавшего возможности действительно заполнить жизнь божественным). Это ведёт людей к опустошению духа и отсутствию сокрушения и трепета пред Господом, за которыми неизменно следуют потеря Божьего страха и неевангельский, подстроенный под этот мир образ жизни (1 Ин.2:15-17). Фактически, то, чего диаволу не удалось достичь в бывшем Советском Союзе, т.е. уничтожить Церковь путём гонений, он с гораздо большим успехом совершает на современном Западе, разрушая и разлагая её посредством рок-культуры и обмирщения жизни христиан. О том, что я не «сгущаю краски», говорят, к примеру, статистические данные, согласно которым процент разводов в американских церквах и в мире находится примерно на одинаковом уровне.

 

Более тридцати лет назад в своей книге «Видение» американский пастор Дэвид Вилкерсон предупреждал, что в последнее время появятся христиане, о которых хотя и нелегко будет сказать, что они грешники, но которые из-за своей любви к удовольствиям и некоторым, казалось бы, безобидным вещам, ранее отвергаемым из-за ревности во Спасителе, а ныне предпочитаемым ими служению Богу, настолько сильно и незаметно для себя изменятся, что станут своему Господу чужими (Отк.3:15-18). То есть за многими речами о великих благословениях на деле прячутся мысли о земном (Фнл.3:17-20). Сегодня плоды этого опустошения, видимо, уже настолько очевидны, что в одной из своих последних проповедей Дэвид Вилкерсон конкретно пишет о наблюдающемся в Америке страшном отступлении от Бога, и особенно в харизматической среде. Некоторые лидеры харизматии в последнее время также высказывают свою тревогу по поводу такого развития событий, и пытаются в своих книгах разбирать ошибки, как вышеназванного «хождения в вере», так и практики неверного обхождения с духовными реалиями, ища выход из создавшегося положения. Но если анализ ситуации бывает и неплохим, то в поисках выхода из тупика они встречают непреодолимые для них трудности. Это связано, во-первых, с тем, что, когда людям вначале попускаются разные вольности в одежде и поведении, во взаимоотношениях и всём стиле жизни, и на место духовного и Божьего поставляется человеческое и земное, то потом вернуть христианина, уже хлебнувшего на своём пути в вере нечто грязное и чуждое Богу, бывает очень и очень тяжело, и, во-вторых, с тем, что лидеры харизматического движения настолько глубоко увязли во всех «разработанных» в его лоне «учениях», что, похоже, далеко не всегда сами в состоянии оставить некоторые вещи, без чего выход из, даже, уже понятных им проблем будет слишком маловероятным. Это подобно истории Самсона, который, возможно, мог много размышлять и говорить о силе, но пока у него не выросли волосы, неё оставалось бесплодным, он ничего не имел.

 

Слово Божье ясно показывает, что грех не может властвовать над живущим в вере христианином, но если последний отдаёт себя греху в послушание, то непременно окажется порабощен им. А поскольку это незаметно, но сразу же сильно меняет сознание и мировоззрение верующего, выход из этого рабства почти всегда бывает очень нелёгким и требует глубокого покаяния, пересмотра всех прошлых путей, отречения от них во имя Иисуса Христа и ведения дальнейшей жизни с особым вниманием к святости и послушанию.

 

Слово «харизматический» происходит от слова «харизма» (др.-греч. слова xarisma, что означает «дар / благодати/», «дарование», «дарованное даром»). Харизма — это хорошее слово, говорящее о дарах Духа Святого. Но, как это часто случалось в жизни, когда хорошие слова, как, например, «коммуна» использовались в роли знамения для осенения чего-то нехорошего, так произошло и со словом «харизма», которое усилиями лжеучителей и лжепророков оказалось связанным с одним из самых недобрых заблуждений в истории христианства.

 

Ужасная подмена

 

Небиблейское «мышление успеха» в сочетании с пренебрежением Божьим страхом произвели в харизматии ужасную подмену евангельского дерзновения в вере плотской дерзостью, которая выражается в виде наглой требовательности по отношению к Творцу. Эту мысль можно найти у многих лидеров харизматии, выражающих её в форме утверждения, что если Бог нечто обещал, то, если Он не лжец, а это так, говорят они, просто обязан Своё обещание выполнить, а, значит, оказывается пойманным на слове (тот факт, что требующий от Бога ответ на свою «молитву» человек может и не до конца правильно понять суть обетования, при этом, естественно, в расчёт не берётся,— ведь молящийся считает себя искренним человеком). Действия такого рода нельзя расценить иначе, как греховные и наполненные духовным ядом, ибо любой богобоязненный человек просто-напросто никогда не сможет обращаться к Всевышнему подобным образом, и если кто-то пытается так молиться, то это говорит лишь о том, что «молящийся» находится в глубокой тьме и оковах неправды. Библейский образ молитвы имеет совсем другое основание веры и иной характер взаимоотношении человека с Богом, как это замечательно видно на примере с женщиной-хананеянкой (Мат. 15:22-28), которая в её нужде не отступала от Христа, но, признавая своё недостоинство, продолжала надеяться на милость, которая, верила она, есть для неё у Христа, и которую она, в результате твердой веры своей, получила.

 



Нет комментариев

К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу

omForm">
avatar