#1
“на небесах более радости … об одном ГРЕШНИКЕ кающемся, нежелио девяноста девяти праведниках” [ b][/b](Евангелиеот Луки: 15,7) Впоследнее время в обществе возникла дискуссия по поводу того, вводить или нет в
нашей стране смертную казнь для осуждённых по определённым статьям Уголовного
Кодекса РФ. Хочу высказать на эту тему своё мнение как христианина. Христианство согласно, что людей нужно защищать от преступников; оно несомневается в том, что убийц, насильников и грабителей на определённый срок
необходимо изолировать от общества. Но в течение этого времени с ними
необходимо вести работу. Попытаться хоть как-то воздействовать на их погибающие
души с тем, чтобы они осознали мерзость ими содеянного и раскаялись в
преступлении. Задача эта настолько важна для Неба и угодна Богу, что, согласно
словам апостола Иакова, “обративший грешника от ложного пути егоспасёт душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5,20). Хотя,конечно, дело здесь не в личной выгоде, а в сострадании к человеку. Если
осуждённый не сможет искоренить (или хотя бы уменьшить) в себе злобу,
ненависть, зависть, гордыню, жадность, похоть или иные негативные качества
характера – которые и привели этого человека к совершению им преступления – он,
согласно христианству, обрекает себя на страдания в Вечности. А смертная казнь
такую перспективу для него делает практически неизбежной, поскольку отнимает у
человека время на покаяние и исправление себя. Уже в течение десяти лет я веду перепискус человеком, отбывающим пожизненный срок в одной из колоний г. Соль-Илецк
Оренбургской области. И вижу, насколько за это время он изменился. От того
“бравого молодца” с характерными для такого типа людей качествами характера и
лексикой в изложении мыслей не осталось и следа. Сейчас он истинный христианин.
Пришедший через чтение духовной литературы и общение с верующими людьми сначала
к глубокому осмыслению своей жизни, затем к искреннему покаянию и, наконец, к
нелицемерной любви к Богу и ближним. Это не высокопарные слова; человек этот
доказал своё христианство теми испытаниями, кои выпали на его долю за прошедшее
десятилетие. В местах заключения быть христианином намного тяжелее, чем на
свободе. Но несмотря ни на что, он им остался. Теперь очень раскаивается в том
преступлении, что когда-то совершил. Жалеет, что не пришёл к Богу раньше, не
стал жить со всеми в мире и согласии и не создал христианскую семью. И еслитакой человек – даже один из тысячи осуждённых за тяжкие преступления, то ради
этого одного и стоит отменить смертную казнь. По мнениюпсихологов, смертная казнь преследует две цели: 1) запугать окружающих, то есть
чтобы другим “не повадно было” делать то же самое; и 2) отомстить обидчику,
рассуждая примерно так: “лишил человека жизни – не имеешь права существовать и
ты”. Мотивы, которые люди завернули в красивые обёртки под соответствующими
названиями - “политическая (или общественная) целесообразность” и “справедливое
возмездие”. По поводу “целесообразности” и“запугивания окружающих” скажу следующее: человеку верующему сразу бросается в
глаза высочайшая безнравственность того факта, что часть его братьев и сестёр
(пусть и “духовно болящих”) приносится в жертву ради того, чтобы у остальных
дрожали коленки. А насчёт мести, то есть когда человек требует, чтобы его
обидчик отстрадал столько же и так же безовсякого смысла, то более отвратительное качество характера труднопредставить. Наверное, именно потому закон “око за око и зуб за зуб” Христос,
придя в наш мир, осудил практически в первую очередь…