В основу этой проповеди я хочу взять текст из 13-ой главы Евангелия от Луки, стихи с 23-го по 25-й.
"Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут. Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: "Господи! Господи! Отвори нам." Но Он скажет вам в ответ: "Не знаю вас, откуда вы."
Вопросы, которые задавали Иисусу, были самые разные, и задавали их разные люди и по разным причинам. "Некто" в нашем тексте, задавший вопрос Иисусу, был, очевидно, несерьёзным человеком, да и вопрос, заданный им, был, я бы сказал, с подвохом. Поэтому и ответ Свой Иисус дал не лично тому, кто задал его, а всему народу. И то, что Он сказал, имело первостепенное значение.
Вопросы бывают различные: общие, частные, личные, абстрактные, конкретные, практические. Например, какая огромная разница между вопросами "Неужели мало спасающихся?", который задал "некто"; и вопросом "Что мне делать, чтобы спастись?", который был задан Павлу темничным стражем.
Хотя тот "некто", задавший вопрос Иисусу, уже давно почил, но любители задавать такие вопросы не перевелись и по сей день. Это люди, которые имеют страсть задавать вопросы, хотя и сами относятся к ним не очень-то серьёзно. Больше того, они готовы высказывать свои мнения, полагая, что они мудрее Самого Бога, спекулируя вопросами, для ответов на которые они недостаточно авторитетны. Они считают себя непогрешимыми в своих взглядах, особенно, когда речь идёт о спасении человеческой души и о вечности. "Как Бог любви и милосердия может допустить, чтобы человеческие души страдали вечно в аду? Такая мысль просто недопустима," - говорят они. "Неужели Бог допустит, чтобы язычники, которые не слышали об Иисусе и о спасении, погибли? Неужели Бог любви допустит, чтобы они мучились вечно в аду?" - спрашивают они.
В вопросе о спасении недостаточно философствовать, рассуждать и только желать. Если тебя этот вопрос действительно волнует, то тебе необходимо принимать конкретные решения и определённые практические действия. Сколько есть людей, которые склонны делать свои выводы. Они рассуждают о том, что должен делать Бог и чего не должен. Какое самомнение! Я бы сказал, какая заносчивость, дерзость и наглость - претендовать на знание того, что знает Один только Бог! Как порою легкомысленно и несерьёзно относятся люди к вопросам о спасении, о вечности, и вообще к вопросу о Боге!
И вот в нашем тексте мы встречаем такого человека. "Некто" спросил: "Господи! Неужели мало спасающихся?" Если бы этот человек действительно хотел получить ответ на заданный вопрос, то Господь, несомненно, ответил бы ему. В данном случае Господь не вступил в полемику с этим "некто", Он не сказал, сколько спасётся. Но Он сказал для всего народа нечто важное. Он сказал, что нужно сделать, чтобы спастись!
Не наше дело высказывать свои мнения и взгляды по вопросам спасения; нам необходимо знать, что говорит об этом Господь в Слове Своём! Только это является окончательным авторитетом для нас, только Слово Божие может дать верный и точный ответ! Нет другой книги, подобной Библии, которая богодухновенна и потому непогрешима. В ней ты найдёшь ответ, истинный и точный.
В книге Второзаконие сказано: "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполнили все слова закона сего" (Втор. 29:29). Сказанное сверх этого и сверх того, что Бог сказал через Слово Своё, будет спекуляцией; и тебе, и мне не нужно знать о том. Самое важное: исполнять то, что ясно указано в Слове Божьем.
Как же ответил Господь на вопрос "неужели мало спасающихся?" В Своём ответе Господь не сказал, сколько спасётся, но Он обратил внимание на главное, что необходимо знать каждому, чтобы спастись. "Подвизайтесь, - говорит Господь, - войти сквозь тесные врата..." Всем тем, которые хотят спастись и получить жизнь вечную, тем, кто действительно озабочен состоянием своей души, Христос говорит, что самое главное - это знать, что такое спасение и как его приобрести. Что бы человек ни думал о спасении, как бы ни пытался своими силами достичь его, какими бы добрыми делами он ни стремился приблизиться к Богу - все его понятия, мнения и дела ничего не значат!
Христос говорит только об одном пути в Царствие Божие, об одном пути спасения: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата", других путей нет. По человеческим же понятиям есть много дорог к Богу, главное, говорят, нужно верить в Бога. Но не так учит Слово Божие, которое говорит, что есть только одни врата, через которые может войти грешник в Царствие Божие.
На вопрос Фомы: "Как можем знать путь", "Иисус сказал : Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6). В другом месте Христос говорит: "Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся... верующий в Меня имеет жизнь вечную..." (Иоан. 10:9).
Много есть в Евангелии таких высказываний, которые ясно, недвусмысленно говорят, что только через Иисуса Христа грешник может быть прощён и оправдан пред Богом. А с какой ясностью об этом говорит Пётр: "Нет другого имени под небом, данного человекам (кроме имени Иисуса), которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).
Как бы человек ни толковал, как бы он ни желал верить, но если это не соответствует тому, чему учит Слово Божие, это не истина, а - ложь. Те, которые пытаются войти в Царствие Божие иными вратами, придуманными ими, окажутся среди тех, кому Христос должен будет сказать: "Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все, делатели неправды".
Но обратите внимание и на то, что врата эти, сквозь которые мы можем войти, тесны, войти в них можно только поодиночке. Никто другой не может протиснуться вместе с тобою. Это говорит нам о том, что спасение - это дело отдельного человека с Богом. Спасение невозможно унаследовать от наших родителей, спасение нельзя приобрести при помощи какого-то другого человека или по желанию другого, - спасение возможно только по личной инициативе. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть (или право) быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Иоан. 1:12,13).
"Се, стою у двери и стучу: если КТО услышит голос Мой и отворит дверь, войду к НЕМУ и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откp. 3:20). Иисус стучит в двери сердца каждого, Он обращается лично к каждому, и кто услышит голос Его и отворит двери сердца своего, к тому Он войдёт и будет вечерять с ним. Господь спасает лично, а не коллективно; и обращается Он лично: "Любишь ли ты Меня?" - спросил Он Петра. И ему лично Он говорит: "Паси агнцев Моих" (Иоан. 21:15). Обратите внимание, что эти врата настолько тесны, что ты сможешь пройти чрез них не только один, но и без всякого груза и багажа. Как поётся в песне: "Таков, как есть, слепой и бедный, Господь, я прихожу к Тебе". Все твои добрые дела, на которые ты так рассчитывал, что, мол, они-то сделают тебя более близким к Богу, - ты должен оставить по ту сторону тесных ворот спасения. Они тебе будут только препятствием. Чрез эти тесные врата спасения тебе придётся ползти на коленях смирения. Не думай, что ты лучше, потому что считаешься порядочным, нравственным или религиозным человеком. Знай, что Бог "гордым противится, а смиренным даёт благодать" (Иак. 4:6).
Я всегда буду помнить молитву одного нищего. Это было давно, в 30-е годы, на Дальнем Востоке. Он молился так: "Господи, Боже, Ты знаешь, каким я был зажиточным человеком, имел фабрику и дома, имел много слуг; и был у меня кучер, и ездил я, как полагалось барину, на тройке лошадей..." Больше из его молитвы я не запомнил ничего, да это и неважно. Что он хотел сказать этой молитвой? Что он важный и толковый человек, но теперь, под влиянием обстоятельств, он стал нищим и пьяницей? Его молитва не дошла выше потолка. Пусть такой человек не думает, что он получит что-нибудь от Бога. Кто в притче Христовой о фарисее и мытаре ушёл из храма оправданным? Фарисей, который хвалился своими добрыми делами и достижениями, или мытарь, который бил себя в грудь и даже не смел поднять свой взор к небу, а только говорил: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику"? (Лук. 18:13). Мытарь ничего не мог принести Богу, кроме самого себя, порочного, грешного и нищего. Фарисей же в своём шикарном одеянии, в своей религиозной ризе с широкими полами, с полным багажом, со всеми своими добрыми делами никак не смог бы пролезть сквозь узкие врата спасения.
Спасение возможно только через Иисуса Христа, через покаяние пред Богом и верою в Господа Иисуса Христа. "Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8). Как же нам понять слова Христа: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата..."? Слово "подвизаться", если перевести с греческого подлинника, значит "прилагать отчаянные усилия."
Слово это, во-первых, говорит нам об ответственности человека за спасение своей души. Если я отношусь серьёзно к благу моей бессмертной души, тогда самыми важными вопросами для меня становятся вопросы, как мне спастись и что мне делать, чтобы спастись.
"Подвизаться войти в тесные врата" - значит переступить свою гордость, презреть насмешки со стороны своих друзей и родных ради своего спасения. Христос сказал: "Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Марк. 8:38).
Да, на пути грешника к спасению могут быть всевозможные препятствия: страх перед людьми, нашёптывание дьявола, что, мол, ты недостоин, что ты слишком большой грешник, и притом не может быть, чтобы любвеобильный Бог допустил, чтобы ты пошёл в ад. Он же подскажет и такое: зачем тебе расставаться с твоим излюбленным грехом, если ты не предназначен для спасения. Дьявол тебе нашепчет сотни ложных причин, чтобы только отвлечь тебя от покаяния, чтобы остановить тебя на пути ко Христу.
"Подвизаться войти в тесные врата" - это значит преодолеть все эти препятствия и броситься в объятия Христа. Это и есть покаяние! И как только ты примешь от всего сердца это решение и сделаешь один шаг по направлению к Богу, Бог Сам немедленно выйдет к тебе навстречу и окажет тебе помощь, потому что это Он Сам производит в тебе и "хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. 2:13). Или как апостол Павел заметил о себе: "Я подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1:29). А Христос сказал: "Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его..." (Матф. 11:12).
Инициатором нашего спасения является Сам Бог! Это Он ищет нас. Он пробуждает в нашем сердце и желание, и сознание необходимости спасения наших бессмертных душ. Единственное, на что мы способны и что зависит от нас - это откликнуться на Его призыв. И от этого решающего шага, когда мы откликаемся на призыв Духа Святого и усилиями преодолеваем сдерживающие препятствия, зависит, войдём мы или не войдём сквозь тесные врата.
И это приводит меня ещё к одному значению слова "подвизаться". Спасение нашей души настолько важно, что оно не терпит промедления, нужны срочные, безотлагательные действия, потому что вы даже не знаете, что может быть через час или минуту. Теперь время благоприятное, теперь время спасения. Слово Божие говорит: "Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших" (Евр. 3:7). Призыв Божий гарантирован не на завтра, ни на послезавтра, а на сегодня. "Ныне, когда услышите глас Его..." Другого времени может не быть! Это дело срочное, немедленное, НЫНЕ! Возможно, что Господь и даст ещё такую возможность завтра, но такой гарантии в Библии я не нахожу! Завтра, быть может, зов Божий вы уже не услышите.
"Не ожесточите сердец ваших..." Самое опасное, самое страшное - это ожесточение сердца. Бог говорит в Слове Своём: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками..." (Быт. 6:3). Вот почему так важно знать ответ на вопрос: что мне делать, чтобы спастись, а не ответ на вопрос, который задал "некто": "Неужели мало спасающихся?" Твоё дело сейчас- подвизаться войти сквозь тесные врата, воспользоваться этим благоприятным временем. Искать Бога теперь, пока Его можно найти.
Это Дух Божий стучится в сердце грешника, тревожит его, побуждает к исканию Бога. Возможно, что это происходит с тобою сейчас. Возможно, ты переживал Его прикосновение во время похорон твоего друга или когда ты попал в аварию, и смерть уже заглянула в твои глаза... В это время ты почувствовал, что над тобою была какая-то невидимая сила, которая спасла тебя. В это время ты пережил такое чувство, что, умилившись под его действием, ты решил пересмотреть свою жизнь, свои взгляды.
Знакомо ли вам такое переживание? А ведь это есть ничто иное, как голос Божий, который звал вас к покаянию и вере в Господа Иисуса Христа. Он по Своему благоволению рождает в нас веру и побуждает к действию. Это то, что пережил блудный сын, когда вместе со свиньями оказался у пустого корыта. Что случилось с ним? Сказано, что он пришёл в себя. Он стал размышлять: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!" (Лук. 15:17). Многие начинают размышлять, но они не делают никаких усилий, чтобы сделать ещё один шаг к Богу.
Блудный же сын, оказавшись в безвыходном положении, не только размышлял, но он принял конкретное решение: "Встану, - говорит он, - пойду к отцу моему!" И он не только сказал, но встал и пошёл. К сожалению, есть много таких, которые доходят до такого состояния, когда решительно говорят, что с этого момента они войдут в тесные врата, но на этом и заканчивается их решительность.
Как прореагировал ты, когда подобное произошло в твоей жизни, когда ты увидел себя погибшим грешником, когда ты был исполнен страха и трепета, что ты идёшь в вечность без Бога, без надежды? Как часто люди, когда попадают под обличение Духа Божия, стараются заглушить этот голос. Они делают всё возможное, чтобы избавиться от таких неприятных чувств, избавиться от таких мыслей, и вместо того, чтобы сделать решающий шаг к своему спасению, они откладывают решение этого главнейшего вопроса на более удобное для них время.
Царь Агриппа, например, когда услышал голос Божий через апостола Павла, сказал: "Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином..." (Деян. 26:28). Но увы, Агриппа так и не решился войти в тесные врата, хотя они были открыты для него. "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не смогут". И послушайте, что дальше говорит Христос. "Когда хозяин встанет и затворит дверь, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! Отвори нам". Но Он скажет вам в ответ: "не знаю вас, откуда вы". Здесь Господь ещё раз напоминает нам, что придёт время, когда будет поздно, когда Хозяин дома встанет и затворит двери! Тогда ни плач, ни вопль о том, что вы пересмотрите своё дело, никакие аргументы или доводы в оправдание ваше, ни настойчивое стучание в дверь - ничто не поможет. Тогда подвизаться уже будет нельзя: двери спасения заперты. И Хозяин скажет: "Не знаю вас, откуда вы! Отойдите от Меня все, делатели неправды!" Это будет сказано тем, которые стояли у ворот, которые были так близко, чтобы войти в эти ворота, но не вошли!
Это те, которые думают проскочить в последний момент, когда смерть постучится к ним своей костлявой рукой. "Я ещё успею, - говорят они.-Я узнаю мой смертный час, и вот тогда призову имя Господне!" Они надеются на этот последний шанс, что успеют подвизаться и войти в тесные врата. Они утешают себя, стоя около тесных ворот, тем, что вот разбойник вошёл в последний предсмертный час в Царствие Божие. Сколько таких, которые стоят около ворот с видом благочестия, но отрекшись силы его. Это люди, которые никогда не пережили силы возрождения; они никогда не покорились целиком Иисусу Христу; они не отреклись от излюбленного порока своего. Хотя они и посещают церковь и, может быть, являются членами церкви, но сердца свои они не покорили всецело Богу. Это не значит, что они не знали о важности и необходимости спасенияь - они об этом знали, но они ждали более удобного для них времени, чтобы войти сквозь узкие врата.
Тех, которые рассчитывают на более удобное время для покаяния, то есть прохождения сквозь узкие врата, я хочу предупредить, что такая надежда безумна. Во-первых, как ты можешь знать, что тогда, когда тебе вздумается войти в эти узкие врата, у тебя будет желание войти? Можешь ли ты иметь уверенность в том, что именно в тот момент ты услышишь голос Божий? Во-вторых, какое безумие рассчитывать на какое-то более благоприятное время, когда ты не знаешь, будет ли вообще это время. Где, скажи, гарантия, что не сегодняшний день - твой последний день? Уверен ли ты, что увидишь завтрашний день? Слово Божие говорит, что день твоего спасения сегодня, день, благоприятный для тебя, сегодня. Сегодня Дух Божий говорит к твоему сердцу!
Поэтому, мой друг, если ты ещё не вошёл этими тесными вратами в Царство Божие, ты можешь сделать это сейчас. Святой Дух зовёт тебя и напоминает тебе: "Ныне, когда услышишь глас Его, не ожесточи сердце своё". Откликнись на призыв Его и скажи: "Встану, пойду к отцу моему..." И сейчас, не откладывая ни на одно мгновение, приклони колени свои и исповедуй свой грех Богу, скажи: "Господи! Прости меня, я признаю свой грех, я каюсь пред Тобою, я хочу оставить свой грех, помоги мне... Я принимаю Твоё прощение, Твоё спасение... Я верю, что только Ты Спаситель мой".
Это и значит "войти тесными вратами", они сегодня открыты для тебя. Войди в них сейчас, взирая только на Иисуса, ибо только Он Один может тебя спасти, простить тебя и снять с тебя бремя твоего греха. Он есть Путь к спасению твоему! Да поможет тебе Сам Дух Божий сделать этот самый важный шаг в твоей жизни сейчас.