Матф. 5:6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Что такое алчущие и жаждущие? Это люди, желающие очень сильно получить что-то. Что получить? Чтобы понять, что здесь имеется в виду, необходимо обратить внимание на некоторые стороны этого текста. На саму правду, то есть, что такое правда. У нас слово правда употребляется очень часто в смысле, как истина. Правда и истина по сути одно, но только оттенок другой. Но здесь речь идёт не о том, чтобы говорить. Вы помните, как сказано, «говорит истину и делает правду». В этом смысле, не просто говорить, но делать по слову, а оно относится к Богу, который на твои запросы, на христианское поведение, впоследствии ответит делом и насытит. В переводе на современный язык это будет звучать примерно так: «Господи, я алчущий и жаждущий Твоего ответа делом. Я хочу увидеть Твою защиту. Сам не хочу ничего делать, потому что могу перебрать меру». Я хочу, чтобы вы поняли, о чём я веду речь. Только Бог может насытить правдой. Когда же мы становимя на место Бога и воздаём «правдой», то часто это бывает уже неправдой. Мы перебираем меру, но иногда бывает, и недобираем. То есть, по правде надо было поступить построже, но мы поступили лояльно и это уже неправда. С одно стороны, что-то сделали, вроде выполнили волю Божью, но это было настолько несовершенно, что Бог остался недоволен такими действиями. В других случаях надо было просто сказать человеку, указать на что-то, но мы предприняли столько мер, что хватило бы на двоих или четверых. С одной стороны, нельзя оставить без ответа, без определённого действия, а с другой стороны, очень строго и опять неправда. И это уже не насытит нашу душу и не принесёт нам успокоение. Ведь насытиться – это успокоиться и быть довольным. Поэтому, когда Иисус говорил об этих заповедях блаженства, Он всегда делал ударение на то, что у нас должно быть чистое сердце. И мы его получили, тогда, когда в превый раз каялись и сказали «Господи, прости», Господь простил и дал чистое сердце. А через два дня уже тяжело было узнать себя. Всё что было, вернулось обратно. Почему? Потому что где-то поступили не так, как надо. То есть не было тех качеств, с которыми можно ходить по жизни и иметь чистое сердце. Поэтому один из пунктов, на который я обращу ещё раз внимание: Матф. 5:6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. То есть, в своё время они получат надёжную защиту и помощь от Господа. И сам человек останется спокойным и свободным. Он знает только одно – ему нужно делать дело Божье, а Бог уже будет разбираться Сам с обидчиками.
Следующий пункт: Матф. 5:7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Знаете, мы, люди, не очень-то склонны миловать, но более склонны добиваться справедливости. Это неплохо. Когда мы любим справедливость и когда мы её добиваемся, но вокруг нас настолько много греха, настолько часто мы друг против друга согрешаем, что если бы Бог стал судиться с нами по справедливости, то как Библия говорит: Пс. 39:11 (38-12) Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Поэтому Бог нас помиловал и хочет, что бы мы миловали и были милостивыми. Потому что, если мы не будем милостивые, то очень трудно будет надеяться на Господа.
Вы скажете, что это немного непонятно. Я постараюсь объяснить то, что хотел сказать. Когда человек милостивый, когда против него совершается преступление, он всегда умеет оправдать и помиловать. Поступив так, он имеет свободу в себе. Но это не значит, что Бог в своё время не будет считаться с его обидчиками. Но он свободен – он милостивый. Если же человек не милостивый, ему трудно будет поступить подобным образом. Расскажу вам один случай. Я очень долго не носил галстука. И как-то я вижу сон, один брат Кирил говорит: «Молодец брат Коля, он же старший пресвитер по Белоруссии и всё время без галстука ходит!» Прошло некоторое время после этого. Вы знаете, что в некоторые места без галстука не пойдёшь. Как-то мы послали одного человека в ГАИ, чтобы договориться о техосмотре для машин. Брат вернулся и говорит, что с ним и говорить не стали. А другой брат, более опытный, спрашивает его:
-А как ты туда пошёл?
-Как? Вот так, как есть.
-Кто же тебя слушать будет с таким видом? - потом говорит мне – Иди, Николай Яковлевич, ты.
Я собрался и пошёл. Вы знаете, что по одёжке встречают. Меня спросили, что мне нужно, я им объяснил, по какому делу пришёл и спокойно договорился о техосмотре. А если бы я пришёл в джинсах, рубашка нараспашку или узлом завязана на животе, то независимо от моего положения, меня бы не приняли, сказав: «Что это за пастух пришёл к нам?» Потом прошло время и я вижу уже другой сон. Тот же брат Кирил говорит: «Ну наконец-то, слава Богу, и брат Николай галстук одел!» Вы понимаете, что очень много зависит от расположения нашего к кому-то и кого-то к нам. Неважно, как мы говорим, жестикулируем, как одеваемся. Хотя я стою на том, что у нас всё должно быть на должном уровне. Но если у кого-то есть какое-то подозрение или предвзятое мнение, то он всегда будет смотреть на вас через это мнение и никогда не найдёт в вас ничего хорошего. Вот почему важно быть милостивым. Милостивого трудно обидеть, потому что он хочет миловать. Потому что он любит миловать. И в Божьих глазах миловать человека – это ценнейшее качество. А почему мы спасены? Потому что Бог нас простил и помиловал! Мы же часто склонны требовать справедливости. Здесь и нельзя обвинить в неправильном поведении, но, тем не менее, где нам самим набраться справедливости и где найти её в других так, как бы нам хотелось? Следующий пункт, на который я обращу внимание : Матф. 5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Удалите одно из выше перечисленных качеств, вы и я просто-напросто не сможем иметь чистого сердца.
Заповеди блаженства – это пункты, по которым надо пройти каждому, чтобы сказать о себе, чистое или нечистое у нас сердце. Я добавлю: через кровь Христа чистое. Мы приходим, молимся к Богу, кровь Христа омывает нас. И в Писании мы читаем такие слова: 1Иоан. 1:7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Поэтому весь смысл хождения перед Богом заключается в том, чтобы сохранить своё сердце чистым. Если мы ходим во свете Слова Божьего, то есть поступаем так, как нам советует Христос, значит, грех не имеет к нам доступа. Если же согрешаем, значит, мы уже не во свете. Нельзя переступать волю Божью и говорить, что мы всё ещё во свете. Такого не может быть! Если ходим во свете, поступаем по Слову, тогда имеем общение друг с другом и кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Но тут вот ещё что получается: мы ходим перед Богом, исполняем Его слова, не делаем греха, а нас ещё и омывать надо! От чего тогда омывать? Читаем дальше: 1Иоан. 1:8 Если говорим, что не имеем греха, --обманываем самих себя, и истины нет в нас. Ещё одна загвоздка получается. Кровь Христа омывает, а если скажешь, что нет греха – лжец. А речь-то как раз и идёт о внутренних проблемах, с которыми мы боремся и не даём им проявляться в нашей жизни. И тогда через кровь Христа, так как мы не преступаем Его учения, Бог, как бы, не видит тех пороков, которые живут в нас и мы не теряем спасение. Эта мысль очень важна для тех, кто сегодня переживает борьбу. И сам в себе очень хорошо понимает, что внутри он не совсем является таким, какой снаружи для себя и для других. Каждый из нас переживал такие моменты. А дьявол тогда особенно нападает и говорит, что мы лжецы и лицемеры, и что нам спасения больше нет. Но Библия в таких случаях даёт утешение. Если даже у нас и бурлят эти страсти, но мы молимся и просим силы и оно в жизни не проявляется, то мы не теряем своего спасения. Но на самом деле не можем сказать, что мы свободные. И как скажешь, что греха не имею, когда он есть! Но смысл Божьей работы заключается в том, чтобы не только что-то в нас не проявлялось, но что бы этого вообще не было в нашей жизни. Потому что один раз победили, второй, третий победили, а на десятый упали. Божья работа заключается в том, чтобы через кровь Христа, независимо от существования какого-то изъяна в нас, мы были с Господом и добивали этот грех, чтобы стать свободными.
Ведь есть преимущество быть свободными и иметь свободное сердце от какой-то проблемы или греха, который вас больше никогда не влечёт. А если что-то влечёт, то это уже не свобода. Поймите правильно, что я не говорю об одержимости, но о грехе, который живёт в сердце и влечёт к определённым действиям. Поэтому с грехом необходимо бороться. А борьба состоит из молитв, поста и бодрствования. Мы читаем в Писании: Откр. 21:7 Побеждающий наследует всё... Кто такой побеждающий? Это человек, не имеющий свободы, но который ведёт борьбу и побеждает. Если в вашем сердце есть влечение к чему-то, значит, вы не можете назвать себя свободными. Но и словам дьявола вы не можете поддаться, что вы погибшие люди, потому что нет проявлений греха. Вы угашаете его молитвами, но он есть. Но стоит также помнить, что если не предпринять меры, то будет плохо. А впоследствии можно попасть в такое состояние, что очень трудно будет подняться. Повторюсь ещё раз: свободный человек тот, которого ничто греховное не влечёт. Если же есть влечение, значит, нет свободы. Хотя и этот момент не должен быть настолько удручающим, чтобы опустились руки.
Читаем дальше: Матф. 5:9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Только с чистым сердцем возможно творить мир. Если вы сами не имеете духовных параметров, которые ведут к чистому сердцу, то вы не сможете творить мир. Что я имею в виду? Приведу простой пример. Вы ведёте беседу с людьми, между которыми нарушен мир, но вы сами имеете пороки вашего характера. Допустим, в вас нет нищего духа. Вам скажут, кто вас просил вмешиваться не в своё дело, вы же сразу выскажете своё недовольство, а внутри всё загорается. Поэтому, если у вас самих нет в сердце мира, то вы никогда не сможете помочь другим обрести мир!
Вот почему мы неоднократно читаем предупреждения: Гал. 6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Это очень важно помнить, что исправляя грешника, нужно следить за тем, чтобы самому не стать таковым. Ведь грех всегда огрызается. Грех никогда не будет лоялен и никогда не подойдёт к вам с открытым сердцем, но он будет защищаться. А грех защищается без всякой пощады и норм. Поэтому, если человек сам не имеет чистого сердца, то, вмешиваясь в чьи-то проблемы, он теряет собственный мир. И так он никогда не наведёт никакого порядка и мира.
Матф. 5:10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Это всё следствие чистого сердца. Быть изгнанным не за преступление, а за правду. Матф. 5:11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Вспомните себя, когда вы были очень счастливы, когда на вас клеветали? Наверное, счастья вы не испытывали. Наверное, были сдержанны, не отвечали злом на зло, но торжества и блаженства особенного не было. Почему? Потому что в сердце были затронуты некоторые струны и они звенели так, что доставляли только одну печаль. Но, если сердце свободное, человека ничего не касается. Но, когда есть своё я, есть гордость, есть свой авторитет, мы никогда не будем счастливыми, когда нас злословят. Мы сразу думаем о том, что люди скажут о нас. И мы никогда не будем испытывать радость, потому что внутри есть зацепка. Есть те пороки, которые проявят себя. Помните, как говорил Павел: 2Кор. 12:10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён. Мы же можем говорить сегодня по другому: «если сам себя не похвалишь, то никто тебя не похвалит». Нам иногда очень надо, чтобы о нас говорили хорошо и хвалили нас. Я не говорю, что это совершенно не надо. Сам Павел говорил, что поощряйте друг друга в добрых делах. То есть мы должны поддерживать друг друга, но эта поддержка не заключается в том, чтобы поддерживать наше «Я». А это один из трудных вопросов, который нам не очень то легко решить в нашей жизни.
Я ещё раз повторю для всех нас пункты до чистого сердца и после.
Матф. 5:3-8 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Если мы теряем что-то из перечисленного, то тогда у нас не может быть чистого сердца и мы не сможем делать определённую Божью работу. Во-первых, Дух Святой не сможет действовать, а во-вторых сами где-то споткнёмся, потому что зацепят за больное место.
Матф. 5:9-11 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
А это уже то, что могут совершать те, у кого есть чистое сердце. Пусть поможет нам всем Господь стремиться иметь чистое сердце, чтобы в нашей жизни мог действовать Дух Святой, чтобы мы могли принести обильные плоды для нашего Господа.
Аминь.